Симптомы и лечение синдрома аспергера у детей и взрослых

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых Синдром Аспергера – это расстройство аутического типа, которое проявляется в расстройстве социального взаимодействия. Ребята с таким заболеванием постоянно испытывают трудности с коммуникацией, поддержанием социальных контактов, у них изменяется речь, способ и тип мышления. В статье вы узнаете все о том, что такое синдром Аспергера, причины его развития, наиболее характерные признаки, симптомы и лечение.

Почему развивается синдром

Причины возникновения этого синдрома до сегодня не установлены.

Наиболее распространенная гипотеза относительно развития болезни – это специфическая аутоиммунная реакция, которая приводит к поражению головного мозга будущего ребенка.

Существует предположение, что поражение нервной системы ребенка может произойти в результате проведения серии профилактических прививок (в них добавляют консерванты, содержащие ртуть).

Теория гормонального сбоя до сегодняшнего дня не нашла подтверждения ввиду слабости аргументов.

То есть нет достоверных данных относительно того, может ли чрезмерно высокий или пониженный уровень тестостерона, кортизола и других гормонов влиять на развитие рассматриваемого заболевания.

У некоторых детей наблюдались признаки расстройства гормонального фона, но проявлений синдром Аспергера не отмечалось.

  • Обсуждается связь между синдромом Аспергера и преждевременным рождением ребенка.
  • Факторами риска развития болезни являются:
  • неблагоприятная наследственная расположенность;
  • пол (чаще всего страдают мальчики);
  • воздействие токсинов на плод в первом триместре беременности;
  • вирусные патологии в пренатальном и постнатальном периоде.

Заболевание впервые диагностируется у детей. Так как оно не лечится, то бывает и у взрослых. Не выражено связи между частотой возникновения такого синдрома у женщин и у мужчин.

Как характеризуется синдром

Этот синдром характеризуется общим расстройством развития ребенка. Многие специалисты характеризуют болезнь как высокофункциональный аутизм, однако у ребенка сохраняется возможность социализации. Болезнь является серьезной социальной проблемой и относится в одном ряду с такими патологиями:

  • ранний детский аутизм;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • синдром Каннера;
  • атипичный аутизм (или неспецифическое первазивное нарушение развитие ребенка).

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Избавиться от проблемы не представляется возможным.

Нарушение социального взаимодействия

Этот синдром накладывает серьезный отпечаток на все стороны формирования человеческой личности. Ребенок испытывает серьезные трудности с социализацией. Характерно развитие только узко направленных интересов. В то же время у таких детей может быть средний (и даже высокий) уровень интеллектуального развития.

Симптомы нарушения в общении могут проявляться довольно рано, еще в дошкольном возрасте.

Воспитатели и родители обращают внимание на определенные трудности такого ребенка с засыпанием, частым пробуждением в период сна и переборчивостью в еде.

Дети испытывают трудности в дошкольном учреждении, капризничают, плачут, если родителей нет около них. Они достаточно трудно адаптируются к новым и непривычным для них условиям, поэтому и не вступают в товарищеские отношения.

Другие проявления социальной дезадаптации:

  • отсутствие сострадания, ощущения эмоций других людей;
  • неспособность выразить свои эмоции в виде мимики и жестов;
  • эмоциональная холодность и даже черствость таких детей;
  • бестактность и непрогнозируемость поведения;
  • боязнь прикасаться к другим людям;
  • сложность в общении со сверстниками.

У подростков может возникать чувство плохо переносимого одиночества. Это связано с тем, что детские коллективы часто отторгают таких детей. У них развивается депрессия, обостряются суицидальные наклонности, имеется высокий риск развития алкогольной или наркотической зависимости.

Интеллект

Показатель интеллекта у таких детей обычно бывает в пределах нормы. Однако у них плохо развито абстрактное мышление. Порой такие дети имеют поразительную и энциклопедическую память, но при этом не умеют применять на практике добытые знания.

Дети могут излишне сосредоточиться на каких-либо мелких деталях. Создается впечатление, будто они зациклены на своем занятии. Речевое развитие таких ребят часто может опережать сверстников. Их речь может быть либо быстрой, либо замедленной, монотонной. Часто отмечается неестественность и книжность такой речи.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Часто такие дети могут читать механически, совершенно не понимая смысла прочитанного.

Сенсорное и моторное развитие детей

Отмечается повышенная восприимчивость детей к зрительным, акустическим, тактильным раздражителям. Так, они могут часами прислушиваться к звуку капающей воды, шуму, исходящему от улицы и проч. Характерно, что они могут каждый день выполнять одни и те же действия ка ритуал.

Характерны:

  • навязчивые страхи и действия;
  • навязчивые ритуалы;
  • стереотипность в поведении;
  • тревожность;
  • нарушение моторных навыков (проявляется в неспособности совершать простые движения);
  • патологии походки и осанки;
  • неаккуратность.
  1. Некоторые проявления синдрома могут определить родители или педагоги, врачами (педиатрами, психиатрами, логопедами, неврологами, логопедами).
  2. Для диагностики применяются:
  • анализ анамнеза;
  • анкетирование детей;
  • наблюдение;
  • тестирование.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Для дифференциального определения диагноза в ряде случаев требуется проведение электроэнцефалограммы, МРТ. Эти обследования покажут, нет ли риска развития осложнений и обострений патологии.

Лечение болезни

Специально разработанной схемы терапии такого синдрома не разработано ввиду отсутствия представлений о причине патологии. Полностью вылечить его не удается.

Среди медикаментозных способов лечения индивидуально назначаются психостимулирующие средства, антидепрессанты, нейролептические средства. Методы немедикаментозной терапии:

  • социально направленные тренинги;
  • лечебная физкультура;
  • тренинги с логопедом;
  • когнитивно-поведенческое лечение.

Успешность социальной адаптации таких детей зависит от занятий с психологами и педагогами. Они вполне могут посещать общеобразовательные учебные заведения. Однако для них надо создать индивидуальную среду обучения.

Необходимо создание мотивирующей стабильной среды, которая поможет успешно справиться с трудностями. Этому способствуют занятия с тьюторами. Параллельно надо лечить фобии и другие расстройства, возникающие на фоне синдрома.

Народных способов лечения такой болезни не существует.

У незначительного количества взрослых проявления синдрома Аспергера могут полностью компенсироваться. Это особенно касается тех людей, которым удалось найти себя в интересных для них сферах деятельности. Именно они могут создать наиболее подходящий рецепт социальной адаптации. Однако третья часть аспергеров все же не могут самостоятельно жить, создать семью, трудиться.

Специально разработанных моделей профилактики синдрома не разработано. Нейротипичный человек не опасен для окружающих, а общение с ним не имеет последствий для них.

Смотрите видео:

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

(14 Голосов, в среднем: 5,00 из 5)

Источник: https://facey.ru/zdorove/lechenie/sindrom-aspergera.html

Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность

Состояние, называемое по имени психиатра и детского врача из Австрии, Ханса Аспергера, может встречаться в любой стране и культуре, у пациентов любого вероисповедания и социального происхождения. С равной частотой это уникальное явление может встречаться как в полярной яранге коренных народов Севера, так и во дворцах британских аристократов.

Это состояние не является соматическим заболеванием, таким, как инфаркт или астма. С другой стороны, синдром Аспергера и не является психической болезнью, как шизофрении или биполярное расстройство.

Эти люди, которые сами себя называют в англоязычных странах «аспи» — уменьшительно-ласкательно от названия заболевания – согласитесь, интересный контингент. И это действительно так.

Эти люди практически нормальны, и не могут быть ущемлены или лишены своих законных прав, но им просто трудно наладить быстрое и полноценное взаимодействие с другими людьми.

Например, каждый из нас сразу, «на лету» схватывает позу, мимику и жесты другого человека.

У пациентов с синдромом Аспергера это не выработалось с детства, и поэтому такая особенность развития личности приводит к развитию апраксии (расстройству практических навыков), дизлексии (расстройству восприятия чтения), а в детстве может манифестировать «модный» синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Все это может затем, «по жизни» при вести к тревожности, повышенному уровню депрессии и беспокойству. Однако, эти пациенты обладают достаточно высоким интеллектом. Какое же определение дает синдрому современная медицинская наука?

Что это такое?

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Синдром Аспергера у ребенка, фото

Синдром Аспергера — это группа функциональных расстройств аутистического спектра (при котором вектор развития как бы направлен не на внешний мир, а внутрь себя).

Это приобретенные состояния, которым свойственны такие признаки, как трудности во взаимодействии с другими людьми, в том числе безречевого (невербального) плана, а также достаточно стереотипным и крепко «устоявшимся» перечнем склонностей, занятий и интересов пациента.

Характерной особенностью синдрома является практически полная сохранность речевой коммуникации, а также нормальным мышлением, и даже повышенным уровнем интеллекта. Однако наряду с этим физически в быту эти пациенты могут быть неуклюжими.

Синдром Аспергера и аутизм – это одно и то же, или нет?

Мы знаем, что аутизм «в чистом виде» возникает на фоне недостаточного общения малыша в возрасте до трех лет, когда к нему проявляется мало внимания, а его собственная открытость и способность познавать мир никак не стимулируется взрослыми. Тяжелый аутизм также часто возникает на фоне пренатальных поражений головного мозга, и часто может приводить к инвалидности.

Ханс Аспергер же, во время второй мировой войны продолжал заниматься практикой, и описал случаи нарушений у детей, которые не были аутистами, но несли их некоторые черты. У них были большие трудности к бессловесному общению путем сигналов и жестов, мимики и знаков.

Они были неуклюжими, а их способность к эмпатии, то есть подключение к сопереживанию эмоций сверстников была явно недостаточной. Тем не менее, «не хватало» признаков для явного аутизма, и Аспергер нашел выход – выделил это состояние в «аутистическую психопатию».

Все тут же встало на свои места. Уже были известны истероидные формы психопатии, шизоидные и эпилептоидные. Психопаты – не больные люди, и максимум, что им показано – лечение в отделениях неврозов (впрочем, как и многим из нас, которые считают себя здоровыми). Все они вполне отвечают за свои слова и поступки.

Поэтому считать синдром Аспергера проявлением аутизма или, тем более, шизофрении, никак нельзя – ведь шизофреники, например, всю жизнь состоят на учете у психиатра, с массой ограничений, если, например, был единственно доказанный эпизод шизофрении, например, в далекой юности.

Это «мягкое» и «пограничное» расстройство, и, многие женщины, которые по своей природе наделены материнским инстинктом, могут быть счастливы в спокойном и безопасном браке с чудаковатым мужем – ядерным физиком или ботаником, который так неловок в быту, но зато очень прогнозируем в своих поступках. А когда точно знаешь, что может, а что не может «выкинуть» твоя вторая половина, то всегда присутствует элемент спокойствия и баланса в отношениях.

Эпидемиология и распространенность

Сравнивая аутизм и синдром Аспергера, исследователи пришли к выводу, что при самом неблагоприятном фоне, число аутистов среди детей не превышает частоты 1 случая на 500 детей, взятых произвольно, а при этом частота встречаемости синдрома Аспергера как минимум, вдвое выше.

Что касается географии распространения, то и это заболевание, и встречаемость аутизма вообще, как у взрослых, так и у детей, встречалось чаще в наиболее интеллектуальных зонах, например, в «Силиконовой долине», а также вокруг предприятий, изобилующими программистами, и специалистами в области информации – то есть, по сути, работающих наедине. Также наблюдается повышенная частота встречаемости как синдрома Аспергера, так и аутизма всех форм среди родителей с повышенным интеллектом и высоким уровнем образования.

Мальчики заболевают чаще девочек – обычно в сочетании 3:1. Это связано с более поздним созреванием мальчиков, чем девочек. Во взрослой популяции такое сочетание сохраняется, и синдром Аспергера у женщин имеет такую же относительную частоту.

В человеческой популяции характерным маркером распространения синдрома Аспергера является невроз, тревога, и эпизоды длительных и больших депрессий. Как только обнаруживается данная патология, то можно с уверенностью сказать, что там повышенная частота встречаемости синдрома. А симптом синдрома Аспергера у детей является не что иное, как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Чаще, чем у здоровых людей, синдром встречается у детей с различной неврологической патологией: тиками (болезнью Туретта), экстрапирамидными гиперкинезами.

Причем до конца не ясно – или вначале была органическая симптоматика, на которую «наслоился» синдром, либо просто дети, чувствуя свою ущербность, сознательно избегали общения со сверстниками, и это, в конце концов, привело к появлению шизоидной аутистической психопатии.

Симптомы и первые признаки синдрома Аспергера

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Если привести к единому «знаменателю» все признаки синдрома Аспергера, то можно выделить следующие группы симптомов:

  • коммуникативные сложности.

Уже говорилось, что «аспи» имеют большие трудности с интерпретацией мимики и жестов. Это же относится в распознавании тона голоса. Пациентам трудно инициировать разговор или закончить его, они затрудняются, о чём можно побеседовать, а вот поддерживать беседу им значительно легче.

Несмотря на хорошие когнитивные способности, взрослые пациенты и дети являются «буквалистами», и им трудно, или даже невозможно понять отдаленную метафору, скрытый намек, сарказм или шутку в разговоре.

Если в беседе с взрослым человеком вы чувствуете, что вам и ему легче общаться, используя строгий стиль, императивные и категоричные суждения, отсутствия двусмысленности и неопределенности – то это характерный симптом синдрома Аспергера;

  • затруднения в постройке социальных связей между людьми.

К этому относится поиск единомышленников, друзей и подруг, а также подбор будущей «второй половинки».

Для этих людей закрыт неписаный язык социальных норм – например, он может прийти на вечеринку в строгом костюме, не понимая ее раскрепощенного смысла, говорить о неуместных вещах. В том случае, если попытки к общению неудачны – это вызывает замкнутость и отчуждение.

Читайте также:  Псориаз - причины возникновения

Такие пациенты часто одиноки, поскольку после неоднократных попыток к общению, они делают вывод, что весь мир состоит из непредсказуемых людей, которых нужно избегать.

  • Проблемы с «предугадыванием» и интуицией в общении.

Это часто приводит к затруднениям в общении в коллективе, и часто приводит к тому, что пациент становится «одиночкой». Он может быть прекрасным скрипичным мастером, виртуозным музыкантом или писателем, но в быту он плохо понимает другого человека, не может встать на его точку зрения, и сделать элементарный прогноз, ведь ему недостижима мощная поддержка мимики и языка жестов.

Конечно, все эти дефекты возникают не сразу, и не в один день. Все начинается в детском возрасте. Как можно распознать у ребенка эту патологию?

Особенности проявлений у детей

В детском возрасте понимание у родителей, что с ребенком что – то не так, чаще всего появляются между 4 и 11 годами жизни. Вначале их мало, что настораживает, но затем все отдельные факты «связываются» в одну нить. Так, можно заметить, что:

  • мальчик постоянно ходит в школу, выбирая одну и ту же дорогу, невзирая на то, что на другом пути нет луж;
  • сдвиг школьных предметов, внезапные перемены расписания, и любое отступление от привычки «выбивают» его из колеи;
  • если ребенок привык делать уроки в одно и то же время, то он будет тяготиться даже возможностью пойти в кино в это время;
  • может возникнуть хобби, или страсть, которой ребенок будет отдаваться со всем пылом и жаром, ставя это как сверхценность, причем в ущерб общению;
  • любые сверхсильные раздражители (громкий звук, яркий свет, экзотическая и непривычная пища) могут привести к сильной тревоге. Вот почему для детей, склонных к синдрому Аспергера, поездка с родителями за границу, из снежной зимы в дразнящие тропики могут привести к настоящему нервному расстройству;
  • в некоторых случаях, у детей с синдромом Аспергера возникают трудности с мелкой моторикой, или задержка в речевом развитии, хотя она, в конце концов, разрешается без дефицита.

Таким образом, уже в детском возрасте появляются определенная страсть к порядку в жизни, увлеченность, иногда доходящая до страсти и одержимости, а также невербальные сенсорные трудности, и трудности с мелкой моторикой. Несмотря на это, при обычном течении жизни, дети чувствуют себя в «своей тарелке», несмотря на выраженный дефицит общения со сверстниками.

Они не испытывают радости от переживаний других детей, их способность к сопереживанию очень низкая. Так, они могут не участвовать в групповых играх, не проявлять инициативы в школе, и казаться «троечниками». Но, стоит только появиться на горизонте предмету, который входит в хобби (например, астрономия), то тут же выясняется, что такой ученик все и всегда знает лучше учителя.

Диагностика

Уже достаточно перечислено, чтобы понять основные клинические признаки этого состояния. Но так называемый «золотой стандарт» диагностики синдрома Аспергера обычно базируется на следующих критериях:

  • клиническое исследование;
  • интервьюирование родителей;
  • беседы и игры с ребенком.

Родители должны знать, что у многих детишек с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) впоследствии выставляется диагноз (во всяком случае, на Западе) синдрома Аспергера.

Все стандартные методики разработаны для детей, а не для взрослых, поэтому постановка диагноза у взрослых требует серьезной работы, и часто требует опроса многих людей и вникания во многие ситуации. Это приводит к значительным трудностям.

Лечение синдрома Аспергера — что делать?

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Никакого специфического лечения, так же, как и специфических лекарств, не существует. Просто из детей эти пациенты превращаются во взрослых людей, с теми же проблемами. Может случиться так, что эти люди находят себя, любимое занятие и семью, и становятся счастливыми и востребованными.

В основном, лечение сводится к снижению психотравмирующей ситуации, и к попыткам повысить качество жизни пациентов и их социальную адаптацию. Большая сложность в том, что нужен строго индивидуальный подход к каждому пациенту, поскольку у каждого – «свой синдром Аспергера».

Значительную помощь оказывают индивидуальные и групповые тренинги у детей и взрослых, управление своим поведением, своевременная диагностика стрессов и депрессий.

В старшем возрасте и у взрослых показано проведение социальных тренингов, направленных на овладевание определенной профессией, чтобы избежать ошибок. Для положительных эмоций используются самые разные методики – от иппотерапии до подводного плавания.

Очень хороших успехов можно достигнуть, занимаясь в театральной студии с такими же единомышленниками.

Что касается приема лекарств, то их просто не существует, как не существует лекарства, способного «медведя» на балу превратить в галантного, пылкого и любезного кавалера, пользующегося неизменным успехом у дам. Симптомы лежат далеко за пределами соматических расстройств, и помогать они могут только при коморбидных состояниях – например, при лечении тревоги и депрессии.

Однако, при этом, в силу сложностей общения, эти пациенты могут не ставить в известность о результатах терапии и побочных эффектах лекарств.

Недаром при исследовании лекарственных препаратов на добровольцах никогда не берут аутистов (если речь не идет о специальных исследованиях).

Слишком мала достоверность и полнота информации, полученная от них, хотя нет сомнений в их искренности и желании помочь.

Прогноз и опасность

Утешает, что однажды развившись и появившись, синдром Аспергера не прогрессирует, а напротив, его активность и суммарная дезадаптация с возрастом снижаются. Человек «обтесывается» в быту. Правда, у этих пациентов остается повышенный фон развития депрессии и тревоги, но он может поддаваться определенной коррекции.

Многие подростки с этим диагнозом учатся в обычных классах, и более того – могут стать лауреатами Нобелевской премии, выдающимися специалистами в области точных наук.

Одновременно с этим, молодежь с синдромом Аспергера часто бывает обескуражена неудачами в попытке построить долгие отношения.

Высок риск суицида в состоянии аффекта, риск появления сопутствующих аддикций – например, алкоголизма.

Не до конца изучен вопрос о частоте появления признаков синдрома Аспергера у детей в семьях из родителей с этим же диагнозом. Инвалидность при синдроме Аспергера не ставится, поскольку стойкой утраты нетрудоспособности и обслуживания себя в быту не наблюдается. В некоторых профессиях, которые требуют определенных навыков, эти люди оставляют далеко позади всех здоровых специалистов.

В заключение нужно сказать, что в настоящее время в развитых странах мира проводится движение в поддержку того факта, что синдром Аспергера, как и аутизм вообще – это просто разнообразие мышления, или просто другой его стиль.

Многие успешные взрослые с синдромом Аспергера вполне довольны своей жизнью, и вовсе не хотят никаких ее изменений. В тех областях знания, где нужна крайняя важность к деталям, этот синдром оказывает неоценимую пользу.

Но, с другой стороны, таким людям, хотя бы время от времени, требуется социальная поддержка, чтобы они не оставались одиноки.

Источник: https://zdrav-lab.com/sindrom-aspergera-priznaki-i-simptomy-metody-lecheniya-i-invalidnost/

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера, что это такое? Причины и лечение Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев.

Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола.

Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Что это такое?

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Известные люди

Среди видных бизнесменов, страдающих этим недугом, основатели Форда, General Electric, IBM и IKEA, не говоря уже о более свежих примерах, таких как Ричард Брэнсон (Virgin Group), Джон Чемберс (Cisco) и Стив Джобс (Apple). Этому есть логичное объяснение. Страдающие дислексией рано учатся делегировать задачи (например, заставляют других людей делать за них домашнюю работу в школе).

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка. 

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Читайте также:  Как влюбить в себя мужчину: советы психолога

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи. [adsen]

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

Критерий Синдром Аспергера Детский аутизм
Характеристика состояния Процесс психопатического характера Психопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализации Неблагоприятный Относительно благоприятный
Самоощущение Ребенок замкнут в своем мире Ребенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глаз Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза Избегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речи С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке Речь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитие Речевое развитие опережает умение ходить. Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушений После 3 лет Младенчество

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться.

На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом.

У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения.

Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем.

Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях.

Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков.

Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей.

Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность.

Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

Источник: https://p-87.ru/m/sindrom-aspergera/

Синдром Аспергера

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослыхСиндром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. От аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью. Это расстройство получило свое название в честь Ганса Аспергера австрийского педиатра и психиатра, описавшего в 1944 году детей, для которых характерно отсутствие способностей к невербальному общению и наблюдалась ограниченная эмпатия относительно сверстников. Сам Аспергер применял значение расстройства относительно физической неловкости у детей.

Термин синдром Аспергера впервые был предложен в 1981 году английским психиатром Лорной Уинг. Современная концепция расстройства возникла в этом же 1981 году и, вначале 1990-х были разработаны диагностические стандарты.

Относительно различных аспектов синдрома остается достаточно много нерешенных вопросов и остается неизвестным, отличается ли это расстройство от высокофункционального аутизма.

Было вообще предложено отказаться от диагноза синдром Аспергера, поменяв его на диагноз заболевание аутистического спектра с уточнением степени тяжести.

Окончательно не установлена точная причина данного синдрома, хотя исследования и не исключают возможность генетической базы, но известной генетической этиологии не существует. Сложности возникают и с лечением: нет единого, а существующие методы лечения поддержки ограничены.

Состояние многих детей становится лучше по мере взросления, однако коммуникационные и социальные проблемы могут сохраняться. Отдельные исследователи, а также лица с данным расстройством полагают правильным относить синдром Аспергера к отличию, а не к инвалидности. Это расстройство относится к общим нарушениям развития личности.

Статистические данные имеют сведения, что расстройству чаще подвержены мальчики, и из всех зарегистрированных случаев они составляют 80%. Некоторые ученые выдвигают версию, что этот синдром свидетельствует о существенной разнице в функционировании головного мозга у мужчин, чем у женщин и поэтому мужчины гораздо чаще бывают талантливыми и гениальными.

Данное расстройство психики отмечалось у Ньютона, Эйнштейна, режиссера Стивена Спилберга.

В настоящее время нет единого мнения, как называть этот симптомокомплекс: синдромом или расстройством. Итак, синдром Аспергера – это пожизненное расстройство, характеризующееся выраженными трудностями в социальном взаимодействии, восприятии окружающего мира, а также повторяющимся, стереотипным комплексом занятий и интересов.

Причины

Единых и точных причин происхождения заболевания не выявлено, предположительно оно имеет одинаковые корни с аутизмом. Главную роль в развитии этого синдрома отводят генетическому фактору (наследственности). Известны случаи, когда представители одной семьи в той или иной степени имеют признаки синдрома Аспергера.

К причинам расстройства также относят влияние биологических, и вредных (тератогенных) факторов, действующих на организм женщины в начале беременности.

Кроме этого, предполагают влияние факторов окружающей среды после рождения, однако эта теория существует без научного подтверждения.

Симптомы

Являясь скрытым расстройством, очень сложно по внешнему виду выявить синдром Аспергера.

Диагностируют расстройство по известной триаде нарушений:

  • социальное взаимодействие;

Дети с синдромом Аспергера существенно выделяются среди других детей, да и сам ребенок, страдающий данным синдромом также замечает, что он отличается от других.

Синдром Аспергера у детей и его симптомы затрагивают коммуникацию. Выражается расстройство в сложности понимания интонаций, жестов, выражении лица. Малыш не способен интонировать свою речь и не может понять эмоций других людей. С виду такой ребенок кажется равнодушным, а также эмоционально уравновешенным. Это провоцирует трудность в коммуникации и неспособность завести друзей.

Дети с этим расстройством не могут завести беседу, подобрать интересную тему для разговора, не способны понять, что уже пора заканчивать разговор, если он все же состоялся, но не представляет никакого интереса для собеседника.

Малыши используют предложения и сложные слова не в полной мере и, не понимая их значение, однако зачастую ставя своими знаниями в тупик собеседника.

Подобным детям свойственно буквальное понимание информации, той или иной фразы, у них отсутствует чувство юмора, они не понимают завуалированные обороты речи, иронию и сарказм.

Синдром Аспергера у взрослых и его симптомы отмечаются в социальном взаимодействии. Такие люди не понимают неписаных социальных правил (нельзя стоять слишком близко к собеседнику, тем самым нарушая жизненное пространство, необходимо соблюдать в речи правила приличия и такта).

Людям, страдающим данным синдромом, сложно создавать, а также поддерживать дружеские связи.

Они не могут осознать, что дружба предполагает такие понятия, как сопереживание, умение ждать, поддержка друг друга, сочувствие, обсуждение не только его интересующих тем, но и интересов друга. Зачастую бестактность, а также некорректность в общении с другими индивидами отталкивает от них.

Спустя время, страдающие синдромом Аспергера обучаются нормам поведения, а также понятиям дружбы, что основано на интуитивном копировании.

Сами больные зачастую обладают тонкой душевной организацией, однако нередко обижают окружающих личными высказываниями, сами не понимая и не желая этого.

Люди с данным синдромом часто имеют богатое воображение и фантазию. Среди них много известных писателей, ученых, музыкантов.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется в не способности играть в ролевые и творческие игры, людям трудно изображать и притворяться кем-то. Такие люди отдают предпочтение тем занятиям и играм, где требуется последовательность действий и логика (решение математических задач, разгадывание головоломок, кроссвордов).

Считая мир беспорядочным и хаотичным, эти люди стремятся наладить в своем мирке определенный и строгий порядок. Им свойственно создавать определенные жесткие правила и ритуалы, строго соответствуя им и заставляя подчиняться окружающих. Например, дорога на работу должна быть одной и той же, без всяких отклонений, правил также опозданий.

Любой сдвиг способен спровоцировать выраженную тревогу, депрессию. Для взрослых, страдающих данным расстройством, зачастую вызывает определенную трудность, а также способность интерпретировать интонации, чувства, мысли других людей, поскольку они не способны воспринимать язык тела (мимику и жесты).

Им очень тяжело воспринимать мнение других людей, поскольку оно отличается зачастую от собственного.

Расстройство обнаруживает себя в следующих симптомах: одержимость узкими интересами, сенсорные нарушения, физическая неуклюжесть, проблемы со сном.

Люди с данным синдромом склонны к одержимости чрезмерного коллекционирования, хобби, а также других увлечений. Причем все эти увлечения способны быть настолько узкими, что зачастую непонятны окружающим.

Часто интересы сводятся, прежде всего, к средствам передвижения, математике, компьютерам, астрономии.

Знания в интересующих их темах настолько бывают глубокие, что они добиваются успехов в профессиональной сфере.

Личности с данным синдромом порой очень чувствительны и не переносят яркий свет, шум, определенные виды пищи, резкие запахи.

Синдром Аспергера у детей отмечается в недостаточном развитии навыков, требующих ловкости, дети часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики (сложно вырезать ножницами, писать, лепить).

Читайте также:  Стригущий лишай у человека - фото, симптомы, лечение

Походка у них может быть неустойчивой, шатающейся, из-за нарушений координаций движений. Такие индивидуумы не могут совершать последовательные мелкие движения.

У них отмечаются проблемы и трудности со сном (ночные пробуждения, проблемы с засыпанием, тяжелый ранний утренний подъем).

Диагностика осуществляется группой специалистов из разных областей. Проводится генетическая, неврологическая экспертизы, исследуются психомоторные навыки, проводятся интеллектуальные тесты, определяются способности к самостоятельной жизни.

  • Диагностируется нарушение в возрастном интервале от 3 до 10 лет и чем ранее диагноз установлен, тем менее травматично он протекает для семьи и для ребенка.
  • Черты расстройства у малышей могут быть обнаружены педагогами, родителями, врачами, наблюдающими за развитием, но окончательное подтверждение диагноза выносится детским или подростковым психиатром.
  • Для исключения органических заболеваний головного мозга осуществляется неврологическая диагностика (МРТ головного мозга, ЭЭГ).

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения данного нарушения. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии синдрома Аспергера обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/sindrom-aspergera/

Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослыхСиндром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом.

Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего.

Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния.

Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.

Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом.

Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект.

Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник: http://karkusha.su/sindrom-aspergera-u-detey-simptomyi-i-lechenie/

Аспергера синдром — признаки и грамотный подход к лечению

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

  • Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.
  • Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.
  • Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

  1. Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.
  2. Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

  3. Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

  4. Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/aspergera-sindrom-priznaki.html

Ссылка на основную публикацию