Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы. Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики, капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам.

Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет.

Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.

Рекомендуем посмотреть видеозапись программы знаменитого детского доктора Е. Комаровского, посвященную гиперактивным детям:

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность). Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность. Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.

Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ. Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить.

Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения.

Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой.

И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

  • Пренатальная патология;
  • Инфекционные заболевания;
  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Попытки прервать беременность;
  • Иммунная несовместимость по резус-фактору;
  • Принятие алкоголя и курения.

Осложнения при родах:

  • Неправильное положение плода;
  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Асфиксия;
  • Внутреннее кровоизлияние;
  • Преждевременные или затянувшиеся роды.

О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:

Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.

Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:

  • Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
  • Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
  • Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание ребенку;
  • Неполная семья или много детей в семье;
  • Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных воспитывающих фигур;
  • Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, совершают правонарушения.

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»: Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»;
  • «Заводим будильник» – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико» – проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики» – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки» – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик» – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки» – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок» – поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки» – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове»;
  • Упражнение «Раз, два, три — говори!»: Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.

На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.

Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее. Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой. Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки. Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.

Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом – другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.
Читайте также:  Боль в грудной клетке, жжение: посередине, слева, справа, причины, что делать

Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.

  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов.
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление, переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.
  • Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.
  • Завтрак: овсяная каша, яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.
  • Второй завтрак: орехи или очищенные семечки, минеральная вода.
  • Обед: суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.
  • Полдник: йогурт (ряженка, кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.
  • Ужин: салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.
  • Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.
  • Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Источник: https://o-krohe.ru/giperaktivnost/chto-delat-roditelyam/

Гиперактивность

Гиперактивность — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое происходит в детском возрасте. Проявляется синдром такими симптомами, как проблемы с концентрацией внимания и слабоуправляемой импульсивностью.

У детей с гиперактивностью возможно снижение интеллекта и возникновение сложностей при восприятии информации. С точки зрения неврологии гиперактивность рассматривается в качестве хронического стойкого синдрома, который сложно поддается лечению.

Доказано, что около 30% детей со временем приспосабливаются к своей проблеме или с возрастом она сама по себе у них проходит.

Целесообразность постановки диагноза и методы лечение болезни в настоящее время вызывают множество споров.

Некоторые ученые полагают, что такой болезни, как синдром гиперактивности у детей, вообще не существует, но их противники доказывают наличие генетических и физиологических причин этого состояния.

Чаще всего этот синдром диагностируют у мальчиков. Что касается распространенности этой патологии, то среди школьников начальных классов она составляет около 3-10%.

У половины детей, которые страдали гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется вплоть до подросткового возраста. При этом такие подростки имеют склонности к наркомании и испытывают трудности с адаптацией в коллективе.

Поэтому ученые полагают, что гиперактивность у ребенка в сочетании с дефицитом внимания могут провоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Именно поэтому родителям нужно своевременно отреагировать на симптомы болезни, чтобы не упустить шансы скорректировать эту патологию.

Исследования точных причин гиперактивности детей до сих пор ведется. Существуют гипотезы, что заболевание может быть вызвано перенесенным синдромом Рейе, свинцовым отравлением, фетальным алкогольным синдромом. Долгое время считалось, что этиология заболевания заключается в пищевой аллергии, однако эта гипотеза не подтвердилась.

В некоторых случаях причинами гиперактивности становятся нарушения внутриутробного развития и повреждение головного мозга. Существует также гипотеза, доказывающая генетическую предрасположенность к заболеванию.

Синдром такой гиперактивности связывают также и с тем, что у родителей гиперактивных детей чаще, чем среди населения в целом, обнаруживаются асоциальная психопатия, алкоголизм, аффективные расстройства.

К основным симптомам патологии относятся:

  • ребенок не может сидеть на месте дольше пары минут, проявляя при этом совершенно бесцельную двигательную активность;
  • время от времени он начинает вести себя неадекватно — может во время урока встать и начать ходить по классу, внезапно закричать или начать громко смеяться;
  • он очень любопытный и задает постоянно множество разных вопросов, однако не запоминает ответы или вовсе их не дожидается;
  • он практически не способен сосредоточиться даже на пару минут на одном деле;
  • если малыш чем-то сильно увлекается, то отвлечь его от этого занятия становится невероятно сложно;
  • малыш слишком импульсивен — практически все свои действия он выполняет не раздумывая;
  • он очень плохо воспринимает речь, обращенную к нему;
  • обычно в повседневных делах малыш проявляет чрезмерную рассеянность и забывчивость;
  • во время сна он ведет себя беспокойно — сбрасывает одеяло, постоянно ворочается, часто меняет позы;
  • малыш совершенно не слушает своего собеседника и при этом сам болтает без умолку;
  • он не может немного подождать — очереди в игре, начала действия, ответа.

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения.

Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания.

Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка.

Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны.

Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс.

Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе.

Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям.

Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность.

Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни.

Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев.

Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание.

Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах.

Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта.

Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно.

В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше.

Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось.

Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими.

В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения.

Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна.

Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

Источник: https://www.OsteoPolyClinic.ru/disease/giperaktivnost/

Гиперактивность у детей

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором процессы возбуждения преобладают над торможением.

У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации и поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей, при этом у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек.

СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования также постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

Читайте также:  Зверобой: лечебные свойства, противопоказания, применение масла, отвара, настоя для лечения, побочные действия

Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».

Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип, обусловленный индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Самая распространенная форма заболевания, при которой сочетаются нарушение внимания и гиперактивность. Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в особенностях перинатального периода развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. Например, ребенок родился недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах.

Очень важно знать, как и в каком возрасте проявляется детская гиперактивность.

Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться уже у новорожденного, это: — излишняя возбудимость;- бурное реагирование на разнообразные манипуляции;- излишняя чувствительность к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;- нарушенный сон (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); — отставание в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); — запоздалое развитие речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин неспокойного поведения — прорезывание зубов, отрывание от груди и др.

Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы СДВГ. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками: — неусидчивость; — большое число лишних движений и их хаотичность; — задержка речевого развития; — моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей, однако у ребят с СДВГ значительно обостряются: — неусидчивость; — невнимательность; — непослушание; — трудности при укладывании спать; — замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей нервная система не справляется с увеличенными психическими и физическими нагрузками, связанными с поступлением в школу. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: — невозможность сконцентрировать внимание; — неспособность сидеть на одном месте некоторое время; — затруднение выслушивания взрослого; — неуравновешенность; — заниженная самооценка; — вспыльчивость;- головная боль; — нервный тик; — возникновение разнообразных фобий (страхов); — энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Большинство родителей наивно полагают, что ребенок со временем перерастет гиперактивность. Однако изменения при отсутствии лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться. Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт.

При этом гиперактивные ребята обычно обладают прекрасным уровнем развития, превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык и склонны к различным конфликтам.

Их часто отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу и тем более самостоятельно приписывать ребенку такой диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша.

Причиной может быть смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже если есть признаки СДВГ, неврологический диагноз обычно ставят после 6-7 лет, так как в дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет.

Приведем основные критерии, по которым специалисты ставят медицинский диагноз СДВГ.

Проявления гиперактивности:

1. Хаотичные, суетливые движения.2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.3. Неможет долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.4.

Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).5. Если нужно долго сидеть и ждать, может подняться и уйти.6. Чрезмерно разговорчив.7.

Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

Проявления дефицита внимания

1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может ихзапомнить, воспроизвести.3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.4.

Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что неможет потом найти.6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.7. Легко переключает внимание на другие объекты.8.

В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть специалисты, которые успешно работают с этой проблемой. Занятия проводятся в индивидуальной форме и комфортной для ребенка обстановке.

 Для того, чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно найти к нему правильный подход и уделять особое внимание определенным моментам при воспитании и обучении.

Советы психологов:

  • Организуйте четкий распорядок дня и не меняйте его на протяжении продолжительного времени. 
  • Создайте дома спокойную, предсказуемую обстановку, не ссорьтесь, если ребенок рядом. 
  • Организуйте для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий. Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт. 
  • Не ограничивайте ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.
  • Не заставляйте ребёнка долго сидеть на месте или выполнять утомительную работу.
  • Помогайте ребенку закончить начатые задачи, учите быть усидчивым. 
  • Используйте стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. 
  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя ребенку размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него. Наказания должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными. 
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей, старайтесь избегать шумных мест и компаний.
  • Ограничивайте время у компьютера и телевизора.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением. Создайте особый ритуал перед сном, который поможет ребенку успокоиться и легче заснуть. Следите, чтобы ребенок достаточно спал.
  • Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы таким детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями. 
  • Поощряйте даже незначительные успехи, будьте внимательны. Ребенок должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой он сможет раскрыть способности. 
  • Обязательно придумывайте ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их. 
  • Не приказывайте, старайтесь всегда просить.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень способными и творчески одаренными. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь и лечение, а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания.

Своевременная диагностика гиперактивности позволяет значительно раньше предпринять необходимые действия и избежать в будущем многих неприятных моментов. Комплексная коррекционная работа позволит ребенку научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения и успешно учиться в школе.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/146-giperaktivnost-u-detej

Гиперактивный ребенок ????: что делать родителям — советы психолога, пути коррекции

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом.

Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут.

Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию.

Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов.

Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза.

Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.
Читайте также:  Как избавиться от растяжек на бедрах, животе, груди, попе, после похудения, после родов

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня.

Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков.

Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка в 5 лет истерики?

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога.

Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога).

Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывать ребенка правильно? Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать “непоседу”?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: игры для гиперактивных детей Когда ребенок посещает интересные ему занятия – спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойнымЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как и чем можно заниматься с ребенком в 6 месяцев?

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 6 лет не слушается старших?

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне.

    Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.

  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему.

Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива.

Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие успокаивающие детские чаи: рейтинг

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития.

Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека.

Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивный ребенок: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Это ребенок, страдающий синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что проявляется неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте.

Причины

На данный момент специалисты не могут выяснить точные причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Предположительно, гиперактивность у детей связывают с наследственной предрасположенностью и ранним органическим повреждением центральной нервной системы, которые довольно часто сочетаются друг с другом.

Современные исследования показали, что причина СДВГ основывается нарассогласованности функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроля внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм появления СДВГ объясняется наличием генов, которые регулируют обмен нейромедиаторов в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем отмечается расстройство синаптической передачи, что провоцирует развитие нарушения связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

Данную теорию подтверждает то, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

Выделяют пре- и перинатальные факторы, способствующие развитию СДВГ, в эту группу входят различного рода неблагоприятные воздействия, сопровождающиеся развитием минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка.

Иногда нарушение связывают с патологическим течением беременности и родов у матери, а также асфиксией, недоношенностью, родовыми травмами ребенка.

Причиной развития синдрома гиперактивности у детей могут являться инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, перенесенные сразу после родов.

Помимо этого, нарушение может быть вызвано неблагоприятной экологической обстановкой, гиповитаминозом беременной, повышенным содержанием в волосах свинца и несбалансированным питанием.

Симптомы

Большинство детей с гиперактивностью имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, нарушением сна. Помимо этого, они легко возбуждаются, и имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки заболевания возникают у ребенка примерно в возрасте с 5 до 7 лет.

Родители обращают внимание на нарушение поведения в тот период, когда малыш начинает посещать школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил и сосредоточенности. Второй пик развития негативных симптомов приходится на подростковый возраст и связан гормональным всплеском.

Главными клинико-диагностическими критериями СДВГ является невнимательность, гиперактивность и импульсивность.Невнимательность у гиперактивного ребенка проявляется в неспособности концентрировать внимания на выполнении определенных задач.

Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные.

У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, выявляется рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость внимания с одного занятия на другое. Такие дети редко доводят до конца начатое.

Диагностика

Диагноз гиперактивность выставляется совместно детским неврологом, детским психиатром и детским психологом.

В соответствии с критериями, выработанными DSM в 1994 г, данный диагноз может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

В связи с этим при первичном обращении к специалистам диагноз не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования ребенка применяются методы интервью, беседы и непосредственного наблюдения, также используется получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников и нейропсихологического тестирования.

Для подтверждения диагноза ребенку назначается общий и биохимический анализ крови и магниторезонансная томография головного мозга.

Лечение

  • Детям с гиперактивностью назначается комплексное индивидуализированное сопровождение, включающее психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.
  • Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность.
  • Медикаментозное лечение является вспомогательным методом коррекции гиперактивности и предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга, препаратов ноотропного ряда, микронутриентов.

Профилактика

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, а также, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/giperaktivnyij-rebenok.htm

Ссылка на основную публикацию