Суицидальное поведение у подростков: профилактика, признаки, выявление

Суицидальное поведение у подростков: профилактика, признаки, выявление

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств.

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение у подростков: профилактика, признаки, выявление

Суицидальное поведение детей и подростков

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков.

Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств.

В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими.

Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих.

Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности.

Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения.

Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна.

Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества.

Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью.

Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног.

После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни.

Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам.

При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior

Как распознать суицидальное поведение у подростков и взрослых

Суицидальное поведение у подростков: профилактика, признаки, выявление

Расстройство личности

30.11.2017

4.5 тыс.

3 тыс.

8 мин.

Суицидальное поведение является острой социальной проблемой общества, которая ежегодно уносит жизни около 800 000 человек. Этому состоянию подвержены люди разных возрастных категорий и материального достатка.

Причины суицида могут носить социальный, эмоциональный и физиологический характер. Такое состояние является формой острой психогенной реакции на стресс и конфликтные ситуации.

Читайте также:  Панкреатит - причины возникновения, профилактика

Завершенный суицид чаще всего выявляют среди мужчин.

Суицид – это намеренное желание лишить себя жизни. Подобное поведение делится на несколько видов. К ним относят:

  • Демонстративное. У человека могут возникать мысли о суициде, но он не планирует умирать. Попытки самоубийства помогают ему привлечь к себе внимание близких. Такие люди могут калечить себя, имитировать повешение и принимать неопасные лекарства, зная, что их спасут. При отсутствии помощи от близких и дорогих людей и их полном равнодушии человек может предпринять реальные попытки самоубийства.
  • Истинное. Суицид этого вида никогда не бывает спонтанным. Человек долгое время находится в угнетенном состоянии, его мучают негативные мысли, он страдает от комплекса вины. Окружающие люди часто делают вид, что не замечают смены поведения, это только ухудшает ситуацию. При истинном суициде человек любит рассуждать о смысле жизни и безысходности ситуации. При этом виде люди чаще всего прибегают к повешению.
  • Аффективное. Человек предпринимает суицидальные попытки в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этот период он теряет самоконтроль и не может мыслить рационально. Вызвать аффективный суицид могут сильная эмоциональная травма, приступ паники или психоз.

Диагностикой суицидального поведения должен заниматься не только психотерапевт или психиатр, но и близкие люди. При отсутствии помощи от родных человек замыкается в себе и решает, что единственный способ избавиться от негатива – это умереть.

https://www.youtube.com/watch?v=gBcbngCQ7lg

У подростков уровень попыток подобных действий наиболее высокий, а число завершенных самоубийств находится на 3-м месте среди остальных возрастных групп. С каждым годом количество суицидов среди юношей и девушек стремительно возрастает. Около 80% людей сообщают близким и родным о намерении уйти из жизни.

Основная причина суицида у детей – это низкая самооценка и отсутствие любви к себе. У подростков он часто спровоцирован проблемами в семье, колледже или школе, расставанием с другом или подругой, насилием, употреблением алкоголя или наркотиков. Несовершеннолетние могут покончить с жизнью из-за несчастной любви, плохих оценок в учебном заведении или болезни.

В состоянии отчаяния подросток осознает неизбежность смерти и считает суицид единственным выходом из сложившейся ситуации.

Некоторые дети выбирают защитную позицию и с помощью самоубийства «наказывают» родителей.

Если ребенок не любит себя, не ценит жизнь, его постоянно преследуют чувства покинутости, обиды и беспомощности, он прибегает к подобным мерам. Основными причинами подросткового суицида являются:

  • Конфликты с окружающими, особенно с родителями.
  • Сильная обида.
  • Чувство одиночества, боязнь наказания и постоянное недовольство собой.
  • Проблемы со здоровьем.
  • Наличие депрессий и биполярных расстройств.
  • Пережитое насилие.

В зависимости от причин выделяют несколько целей самоубийства. К ним относятся:

  • Привлечение внимания.
  • Манипуляция кем-либо.
  • Прекращение физической боли.
  • Получение заботы и помощи от близких.

Обычно подростки, имеющие склонность к суициду, заранее предупреждают о своих намерениях. В их психологии поведения отмечаются следующие особенности:

  • Частые мысли о суициде.
  • Раздача собственных вещей.
  • Одержимость смертью в разговорах и рисунках.
  • Агрессивное и грубое поведение.
  • Безразличие к своему внешнему виду.
  • Снижение аппетита и изменение привычного графика.
  • Уход из дома.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Отказ от общения с родственниками и друзьями.
  • Опасное поведение.

Подросток может открыто говорить о том, что он хочет умереть и жизнь для него больше не имеет смысла. Он способен прогуливать занятия или убегать из дома, необходимость следить за внешностью у него отпадает. Более скрытные дети выражают свои переживания через рисунки, изображая на них могилы, кресты и окровавленные ножи. Для подготовки к самоубийству они могут собирать таблетки из аптечки.

Ребенок полностью игнорирует родителей и учителей. Он не признает авторитета взрослых и может начать вести асоциальный образ жизни. В такой период подросток может употреблять спиртное и табак. Наблюдается снижение умственных способностей, появляются жалобы на боли в разных частях тела.

Суицидальное поведение протекает в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. К ним относятся следующие:

  1. 1. Самоубийство кажется не единственным, но возможным вариантом решения проблемы. Если ситуация приобретает критический характер, то появляются навязчивые суицидальные мысли, бороться с которыми невозможно.
  2. 2. Подросток начинает активно продумывать варианты ухода из жизни и взвешивает все «за» и «против».
  3. 3. Окончательное решение о суициде принято. Подросток прощается с близкими и продумывает конкретный план.

Дети, склонные к суициду, имеют зауженное восприятие. Они оценивают ситуацию как неконтролируемую и угрожающую, постоянно пребывают в состоянии страха. Человек считает себя беспомощным, но имеет завышенный уровень притязаний как к себе, так и остальным. Он не соответствует собственным ожиданиям. Взрослым необходимо обратить внимание на явные признаки готовящегося суицида. К ним относят:

  • Приведение дел в порядок. Подросток занимается последними приготовлениями, может раздать ценные вещи и тщательно следить за чистотой в комнате.
  • Прощание. Обычно оно принимает форму выражения благодарности разным людям, которые ранее оказывали помощь.
  • Прилив сил и энергии. После принятия окончательного решения и составления плана негативные мысли перестают мучить человека, он становится активным. Внешне может показаться, что подросток переосмыслил происходящее, но это состояние опаснее глубокой депрессии.
  • Раздача указаний. В дневнике или письмах подросток делает распоряжения относительно своих похорон. Могут присутствовать словесные претензии к родителям.
  • Бессонница и ночные кошмары.

Большинство людей, готовящихся к суициду, не имеют каких-либо психических заболеваний. На такой критический шаг их толкает отчаяние и разочарование. Чтобы предупредить суицид, подростку необходимо помочь избавиться от страданий и окружить его вниманием и заботой.

Попытка суицида является поводом обратиться за квалифицированной помощью. Госпитализация необходима, если у подростка депрессия или психоз.

В остальных случаях нужно оценить степень риска и способность семьи оказать должную поддержку. Родители обязаны обратиться к психотерапевту.

Медикаментозное лечение необходимо при любом суицидальном поведении, но оно не сможет предотвратить рецидива в дальнейшем. Для коррекции врач подбирает одну из методик психотерапии.

https://www.youtube.com/watch?v=VQYrO190QYw

Прием некоторых антидепрессантов может повысить риск самоубийства. Чтобы избежать этого, желательно проводить лечение в стационарных условиях. Если терапия осуществляется на дому, необходимо контролировать прием препаратов и не выдавать их в большом количестве. Семья должна поддерживать подростка и ни в коем случае не показывать ему свои негативные эмоции относительно сложившейся ситуации.

Взрослые в ответе за любое суицидальное поведение ребенка. Ко всем намекам на самоубийство необходимо относиться серьезно. Не стоит сомневаться в том, что крик о помощи требует ответной реакции.

В профилактике суицидов у детей важнейшую роль играют родители. Если наблюдаются постоянная подавленность настроения и другие признаки депрессии, необходимо помочь подростку выйти из этого состояния.

Родители должны разговаривать с ребенком чаще и спрашивать о его самочувствии и планах на будущее. Все беседы должны носить позитивный характер. Не стоит занижать самооценку близкого человека и разбивать его мечты. Нужно доказать ребенку, что он сможет добиться поставленных целей, а родители обязательно ему в этом помогут.

Ни в коем случае не стоит сравнивать подростка с другими ребятами, которые являются более успешными и добродушными. Это приведет к еще большему снижению самооценки и развитию тяжелой депрессии.

Родители должны помочь ребенку организовать активный досуг. В обыденную жизнь необходимо внести как можно больше разнообразия и положительных эмоций.

Настроить на позитивный лад может новый домашний питомец.

Родители обязаны следить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня. Он должен хорошо высыпаться, правильно питаться и заниматься физическими упражнениями. При выраженной депрессии или других психических нарушениях необходимо незамедлительно обратиться к психотерапевту. Определение точного диагноза и назначение требуемого лечения должны осуществляться только врачом.

Чаще всего суицид совершается от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте. Мужчины более склонны к самоубийству, чем женщины. Около 90% взрослых, умерших в результате суицида, имели те или иные психические расстройства. Единой теории, объясняющей биологическую природу самоубийства, не существует. К причинам суицида у взрослых относят:

  • Наличие психических заболеваний.
  • Алкоголизм и употребление наркотиков.
  • Тяжелую болезнь, смерть близких.
  • Половую несостоятельность.
  • Развод.
  • Неразделенную любовь, измену.
  • Опасение уголовной ответственности.
  • Боязнь позора.
  • Физические недостатки.
  • Частые конфликты в семье.
  • Нежелательную беременность.
  • Сексуальное насилие.
  • Бездетность.
  • Денежные трудности.
  • Суицидальные попытки среди родных и близких.

Для людей, склонных к суициду, характерны наличие низкой самооценки, неуверенности в себе, трудности при принятии решений и высокая потребность в самореализации. Они подвержены самообвинению и преувеличивают свою вину. Часто имеют недостаточную социализацию и низкую самостоятельность.

Признаки суицидального поведения у взрослых людей схожи с теми, которые свойственны подросткам. Человек начинает рассуждать о своей ненужности и желании умереть. Он постоянно думает о смерти и изучает специальную литературу. Определившись со способом самоубийства, человек занимается поиском средств, позволяющих совершить задуманное, – таблеток, режущих предметов или огнестрельного оружия.

Постоянная пессимистическая оценка будущего и настоящего не дает ему трезво мыслить и принимать верные решения. Он считает себя беспомощным и винит себя во всем происходящем, испытывает чувство отвращения к себе и не может избавиться от мыслей о суициде. У него значительно снижается социальная активность – работа, семья и хобби его больше не интересуют.

Человеку, который готовится к суициду, не нужно общение, он избегает любых контактов. Перед самоубийством он старается быстрее завершить начатые дела и может составить завещание. Некоторые индивиды в этот период отличаются щедростью и раздают не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Впоследствии человек навещает близких и родных и прощается с ними.

Распознать предстоящий суицид у взрослых сложнее, чем у подростков. Многие люди воспринимают состояние депрессии, повышенной тревожности и раздражительности как норму или списывают его на особенности характера.

Указанные признаки являются опасными и в любой момент могут стать причиной суицида. Предотвратить его можно, окружив человека любовью и заботой.

Читайте также:  Тремерное узи в 1 триместре лучше не проводить

Около 80% таких людей не хотят умирать и нуждаются в поддержке, так как самостоятельно не могут справиться с ситуацией.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/suicidalnoe-povedenie.html

Лекция 1. Суицидальное поведение детей и подростков: понятие, причины, признаки и особенности подросткового суицида. — Технологии профессиональной деятельности психолога в условиях ФГОС-2

Тема 3. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении.

Лекция 1. Суицидальное поведение детей и подростков: понятие, причины, признаки  и особенности подросткового суицида.

  • Вопросы, рассмотренные в лекции:
  • 1. Определение понятия «суицид»
  • 2. Причины суицидального поведения личности
  • 3. Особенности  подросткового  суицида
  • 4. Признаки суицидального риска
  • 5. Роль учителя в помощи ребёнку
  • Вопрос 1. Определение понятия «суицид»

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых травмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни.

При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения. Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

  1. — суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось и я бы умер»);
  2. — суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
  3. — суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
  4. К внешним формам суицидального поведения относятся:
  5. — суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
  6. — завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
  7. Вопрос 2. Причины суицидального поведения личности

Причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, социальная депривация, отсутствие смысла жизни, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Для детей это чаще всего нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность стремится изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.

Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании своей цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

В случае подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду.

К ним относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков и в юношестве много так называемых парасуицидальных поступков: фиксация на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные попытки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. 

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно.

Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков.

По статистике, главный источник негативных переживаний – семейные конфликты (отмечают 50% мальчиков и 78% девочек из неблагополучных семей, а также 47% мальчиков и 18% девочек из благополучных семей). 

Вторая важная причина переживаний подростков – частые наказания (35% трудных подростков, 21% мальчиков и 2% девочек из благополучных семей).

Психологически наказание у подростков сопряжено со страхом и тревогой, а также обидой, переходящей в озлобленность.

Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок (отмечают 71% мальчиков и 60% девочек из группы трудных подростков).

Третья причина – морализаторство родителей. Постоянные нотации, наказания, нравоучения обижают и раздражают детей (65% мальчиков и 72% девочек).

  • Вопрос 3. Особенности  подросткового  суицида
  • Суицид подростков имеет следующие характерные черты:
  • — суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • — конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

— суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

— суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

— суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

— средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.).

Личность подростка суицидента очерчена в литературе довольно ярко. Большинство из них сталкивалось со смертью в своем близком окружении. Некоторые из них перенесли травму утраты близких и родных. У большинства наблюдается какая-либо акцентуация характера: истероидного, сенситивного, эмоционально-лабильного, возбудимого и астенического типов.

Фоном является высокий уровень агрессивности подростка. У суицидальных подростков в сравнении с остальными детьми снижены показатели настроения: они менее удовлетворены жизнью, более скованы в проявлении чувств, в межличностных отношениях более ранимы.

Их настроение тесно связано со степенью личной свободы, уверенности в себе, удовлетворенности от учебы.

Вопрос 4. Признаки суицидального риска

Наиболее общими признаками суицидального риска являются:

1) Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

  1. 2) Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам,  деление мира на белое и черное.
  2. 3) Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека,общественное отвержение, тяжелое заболевание, крушение жизненных планов, утрата идеалов или веры.
  3. 4) Снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностым: депрессия, хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
  4. В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей, указывающие на готовность к суициду:
  5. — тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлением суеты, спешки;
  6. — затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинками катаклизмов, катастроф, аварий и зловещих животных;
  7. — напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
  8. — депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъём, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  9. — выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда, отчетливо видна неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  10. — тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  11. — употребление алкоголя, токсикомания, наркомания
  12. Внешние обстоятельства суицидента:
  13. — неблагополучная семья подростка: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  14. —  беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого, уважаемого взрослого, который занимался бы подростком;
  15. — неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка;
  16. — отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  17. — серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с ровесниками и взрослыми.
  18. Вопрос 5. Роль учителя в помощи ребёнку

Дети-суициденты нуждаются в помощи опытного специалиста: психотерапевта, психолога, психиатра, невропатолог. Нагружать неискушенного педагога работой с такими школьниками – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль педагога – помощь в своевременном выделении таких детей и первичная профилактика.

Общаясь с ребенком, педагог может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, немотивированную агрессивность, аутодеструктивное поведение и т.п.

Учитель может обратить внимание и обязан поставить в известность родителей, администрации школы на этого подростка.

Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Отметим, что такая диспетчерская роль приносит свои плоды. Во-первых, это уже акт внимания и участия, столь важный в состоянии психологического затруднения. Подросток видит, что им интересуются, он небезразличен людям и ему хотят помочь.

Во-вторых, подростки не имеют опыта глубокого самоанализа и плохо представляют, что с ними происходит, что с этим делать и куда обратиться. Наивность подростков так велика, что они считают свои проблемы редкостными, уникальными и неизлечимыми.

Пояснив, что это случается со многими, что помощь возможна, что она дает положительные результаты, педагог окажет неоценимую услугу. Ведь на стадии страдания, развития деструктивной готовности подросток имеет мало шансов попасть в поле зрения специалистов. 

В менталитете нашей страны до сих пор услуги психолога и лечение у психиатра часто пугают. Подростку нужно пояснить, что обращение к психологу не означает, что он болен, так как психолог не врач, он занимается здоровыми людьми, имеющими временные трудности.

Читайте также:  Канефрон при цистите - насколько эффективен?

Можно воспользоваться подражательностью подростков и указать им на образцы поведения европейцев и американцев: там люди консультируются с психологом в каждой сложной или ответственной ситуации жизненного выбора.

Подростки сами видят такие примеры в западных фильмах и могут принять это за эталон поведения. 

Таким образом, участие педагогов в помощи проблемному подростку имеет вполне обозримые границы и может принести ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tpdpfgos1/tema-3-profilaktika-suicidalnogo-povedenia-detej-i-podrostkov-v-obrazovatelnom-ucrezdenii/threeone

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Тема нашего разговора достаточно серьезная, но и актуальная, ведь по данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте — второе (после несчастных случаев). 

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.

Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать.

Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков.

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение.

В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями.

Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».
  • Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
  • Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
  • При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
  1. Рекомендации родителям
  2. Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
  3. одитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
  4. Родителям можно рекомендовать:
  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

  • В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
  • Оптимизация межличностных отношений в школе
  • Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.
  • Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
  • вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

Родителям для обращения к психиатру и психологу необходимо посетить детский психиатрический диспансер по адресу: г. Севастополь, ул. Очаковцев 35-А. 

Запись по телефонам: 65-92-14, +7 (978) 920-85-57, электронная регистратура doctor-92.ru.

Источник: https://dzs.sev.gov.ru/suicide.php

Ссылка на основную публикацию