Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.

Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.

В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию
  • От 4 до 10 лет
  • Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.
  • 8 лет
  • Начинают формироваться логические способности.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.

Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.

Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.

Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.

Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.

В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/post-s-kartinkami-chem-mozg-rebenka-otlichaetsja-ot-vzroslogo

Формирование мозга ребёнка

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития).

Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля.

Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Читайте также:  Кофе: польза и вред для здоровья

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые.

Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания.

В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир.

На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей.

Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период.

Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса.

Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Формирование мозга ребёнка Ссылка на основную публикацию Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/mozg-rebyonka

Мозг мальчиков и девочек – одинаково ли он устроен

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

В семьях, где растут разнополые малыши, девочки могут иногда играть машинками и тракторами, а мальчики – куклами. Но всё равно маленькая леди выберет в игрушечном магазине розового пони вместо пожарной машины, а будущий мужчина предпочтёт смотреть мультфильм о паровозике вместо сказочных фей.

Почему так происходит? Дело не только в воспитании — считает американский психолог Шери Беренбаум. Ученые полагают, что еще до рождения мозг мальчиков и девочек развивался по-разному.

Детский мозг имеет пол?

Оказывается, имеет. Известно, что мозг мальчика и девочки отличается как сразу после рождения, так в процессе взросления. Но до сих пор загадка, как это влияет на поведение и развитие девушек и парней.

Есть версия, что существуют особые участки мозга, благодаря которым мальчики больше интересуются движущимися предметами, а девочкам с детства свойственно о ком-то заботиться. Но этот вопрос ещё не достаточно изучен.

Как мозг мальчика развивается в утробе матери

Как известно, главный гормон в мужском организме – тестостерон. Он отвечает не только за половое развитие сильного пола, но и за формирование мышечной ткани и скорость обмена веществ. Благодаря этому гормону у мужчин грубее черты лица, чем у женщин, более мускулистая фигура.

Оказывается, мальчик в животе у мамы – уже целый «тестостероновый механизм». По исследованиям американской учёной Маргарет М. Маккарти, дети мужского пола рождаются с таким же количеством тестостерона, что и 25-летние мужчины. Спустя короткое время уровень гормона резко падает, пока мальчик не достигнет половой зрелости.

Мозг мужчины формируется также под влиянием тестостерона. Исследования на животных продемонстрировали, что в некоторых отделах центральной нервной системы гормон способен ослаблять связи между клетками, а в некоторых – укреплять.

Читайте так же:  Как чувства влияют на развитие твоего ребенка

Интересный факт. Самцы и самки крыс, которые получали дополнительный тестостерон внутриутробно, лучше ориентировались в лабиринте после рождения. Данное исследование – не повод делать выводы, но можно предположить, что тестостерон помогает улучшить пространственное мышление.

Проведённые тесты также показали, что у мужчин в некоторых отделах мозга есть типично “мужские” соединения нервных клеток, но некоторые всё же остаются “женскими”. Поэтому Маккарти считает, что нет такого понятия, как полностью мужской мозг. Он, подобно мозаике, состоит из мужских и женских единиц.

Внутриутробное развитие мозга девочки

Американский психолог Шерри Беренбаум считает, что организм девочек также производит тестостерон еще до рождения, но не в таком количестве, как у мальчиков.

И хотя женский организм вырабатывает сугубо “женские” гормоны, такие как эстроген, они, скорее всего, мало влияют на развитие мозга.

Проще говоря, у девочек мозг такой, каким был бы у мальчиков, если бы уровень их тестостерона не менялся.

Различия строения мозга мальчика и девочки

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

Мозг детей разного пола продолжает по-разному развиваться после рождения. По результатам магнитно-резонансной терапии (МРТ), некоторые участки растут быстрее в женском мозге, другие — в мужском. Поэтому мозг мальчиков и девочек одного возраста может находиться на разных стадиях развития, но в итоге они догоняют друг друга.

Любопытные факты учёных о природе мужского и женского мозга:

  • Мужской мозг немного больше женского по весу и объему. Как это влияет на способности человека, пока не исследовано.
  • Парная структура головного мозга у женщин – хвостатое ядро – весит больше. Этот отдел помогает контролировать речь и эмоции.
  • Мозолистое тело – часть мозга, которая соединяет два полушария, также занимает большую площадь у женщин. Поэтому считается, что у девушек при решении любой задачи задействовано и левое, и правое полушарие.
  • У мужчин более объемное миндалевидное тело (миндалина) – область, которая контролирует эмоции, связанные с защитой от стресса (например, страх).

Читайте так же:  Мама, мне 3 месяца и 1 неделя

Читайте также:  Нарушение кровообращения мозга: симптомы, препараты

Такие незначительные различия в структуре мозга не означают, что мальчики станут успешными в одних сферах деятельности, а девочки — в других. Как объясняет Беренбаум, мозг ребёнка очень пластичный, его отделы растут или уменьшаются в зависимости от того, как они используются в жизни.

Несмотря на открытия учёных, многое в мыслительной деятельности мужчин и женщин ещё остаётся загадкой.

Девушкам легче плакать, чем парням, потому что так устроен их мозг? Или он формируется под влиянием эмоций? А может, и то, и другое? Точно ответить пока никто не может.

Не стоит забывать, что каждый человек уникален, и не всегда соответствует общепринятым нормам. Бывают девочки, которых не интересуют куклы, и мальчики, с удовольствием играющие в «девичьи» игры. И в этом психологи не находят ничего странного.

Девочки и мальчики думают по-разному?

Ученые из Национального института здоровья исследовали 500 здоровых мальчиков и девочек, чтобы попытаться ответить на некоторые волнующие науку вопросы. И вот довольно интересные выводы:

  1. Решая математические задачи, большинство детей проявили похожие способности. Из этого можно сделать вывод, что возможные трудности с этим предметом в будущем не связаны с полом ребёнка.
  2. Девочки легче запоминали и повторяли списки слов, справлялись с заданиями, где требовались ловкость рук и скорость мышления.
  3. Мальчики преуспели в решении задач на пространственное мышление, например, соединение частей рисунка.

Пол мозга решает не всё

Беренбаум уверена, что «биология – это не судьба». Всё потому, что мозг по своей природе очень гибкий. Когда ребёнок читает, слушает, смотрит и учится, определённые отделы мозга развиваются, тренируются новые навыки.

Девочка, которая сегодня увлечена только куклами, завтра может удивить родителей игрой в конструктор. Даже если её никогда не интересовали игрушечные автомобили, это не мешает наслаждаться ездой на велосипеде.

Она может научиться отрегулировать слетевшую на нём цепь, а позже починить карбюратор машины.

Мальчик может ни разу не приготовить понарошку чай для куклы, но прекрасно ухаживать за домашним животным, а в будущем стать идеальным отцом.

Заключение

Многих родителей волнует вопрос, как развивается интеллект мальчиков и девочек.

Такие знания необходимы, чтобы правильно организовать игровую и творческую деятельность сына или дочки, вовремя выявить и развить способности, помочь преодолеть возможные трудности. Конечно, каждый ребёнок уникален, и мозг у всех работает по-разному.

Но узнав об особенностях развития и структуры мозга разных полов из нашей статьи, тебе теперь легче будет понять поведение своего чада и помочь ему стать успешным.

Источник: https://yamama.club/mozg-malchikov-i-devochek-odinakovo-li-on-ustroen/

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме будет полезно узнать

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком…

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!),  но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими.

Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить.

Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г.

Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другому

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи.

Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, — через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

Также интересно : Колыбельные для детей: почему важно петь детям песни    

Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один  — это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан!опубликовано econet.ru 

 Natasha Alyokhina 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/120724-12-faktov-o-razvitii-golovnogo-mozga-rebenka-kotorye-kazhdoy-mame-budet-polezno-uznat

Интересные факты о мозге детей — родителям на заметку

Головной мозг единственных детей в семье работает по-другомуСобытия

Большинство младенцев лысые, пухлые и могут произносить только нечленораздельные звуки. Но мы очарованы ими. Возможно, вас интересует, что происходит в их маленьком мозгу? Каждый родитель должен знать о некоторых особенностях развития мозга ребенка.

Все дети рождаются слишком рано

Биологи предполагают, что дети должны оставаться в утробе гораздо дольше времени для развития, если бы позволяли размеры таза их матерей.

«Чтобы нормально стоять на ногах, таз должен быть сравнительно узок», — говорит нейробиолог Лиз Элиот (Lise Eliot). «Ребенок не должен слишком долго задерживаться в утробе, чтобы он смог спокойно выйти из тела матери. Мозг новорожденного в четыре раза меньше мозга взрослого человека».

Зная этот факт, педиатры часто называют первые три месяца жизни ребенка – «четвертым триместром беременности», тем самым подчеркивая, как сильно дети в этот период нуждаются в опеке. Например, первый раз ребенок способен улыбнуться не ранее чем через 10-14 недель после рождения.

Младенцы еще не имеют социальных навыков, им свойственно постоянно плакать, что пугает многих родителей, хотя на самом деле с помощью плача ребенок просто старается привлечь к себе внимание, которое им так необходимо, чтобы выжить.

Мозг младенца развивается благодаря реакциям родителей

«Сколько существуют дети, столько существуют и родители», — говорит Майкл Голдштейн (Michael Goldstein), исследователь развития речи из Университета Корнелла. «Мозг ребенка использует ответные реакции тех, кто о нем заботиться, что помогает мозгу развиваться». Префронтальная кора головного мозга ребенка, так называемая «управляющая» область мозга, не сильно контролируется, поэтому попытки дисциплинировать ребенка на этой стадии развития просто бессмысленны. Новорожденные учатся понимать, что такое голод, одиночество, дискомфорт или усталость, а также то, как облегчить боль. Родители могут помочь им в этом, быстро реагируя на потребности малыша.

Читайте также:  Цикорий растворимый: противопоказания, полезные свойства, польза и вред

Заставить ребенка совсем не плакать невозможно. Все дети независимо от того, получают ли они нужный отклик со стороны родителей или нет, сильнее всего плачут примерно на 46 неделе после зачатия, то есть примерно во второй месяц после рождения. (Большинство детей рождаются между 38 и 42 неделями беременности).

Эксперты, например, нейро-антрополог и автор книги об эволюции детей Мелвин Коннер (Melvin Konner), считают, что плач в раннем возрасте происходит от того, что физическое тело ребенка развивается, причем 46 неделя является «пиком плача», независимо от того, когда именно ребенок появился на свет. Поэтому если, к примеру, ребенок родился на 34 неделе беременности, то больше всего он будет плакать, когда ему будет примерно 12 недель от роду, а если ребенок родился на 40 неделе, то самый сильный плач будет наблюдаться уже через 6 недель после рождения.

Сюсюканье – важная часть общения с детьми

Когда дети имитируют мимику лица своих родителей, это включает и их собственные эмоции, объясняет Элисон Гопник (Alison Gopnik)в своей книге The Philosophical Baby, 2009. Это помогает младенцам совершенствовать их врожденное понимание эмоционального взаимодействия и может объяснить, почему родители иногда пытаются с помощью мимики показать преувеличенное счастье или печаль, что помогает детям легче копировать их. Сюсюканье – это инстинктивная реакция родителей, что, по мнению ученых, помогает детям развиваться. Музыкальность и преувеличение помогает выделить важные элементы языка, и детям становится легче запоминать слова.

Мозг детей развивается с огромной скоростью

После рождения мозг человека развивается очень быстро и к одному году составляет уже 60 процентов относительно мозга взрослого человека. Когда ребенка отдают в детский сад, его мозг уже имеет «готовый» размер, но конечно, он еще продолжает развиваться примерно до 25 лет. Даже потом, мозг никогда не прекращает изменяться, в лучшую или худшую сторону.

Проблески сознания

Мозг детей имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. У них также меньше тормозных нейротрансмиттеров. В результате, по мнению некоторых ученых, детское восприятие действительности более рассеяно, чем у взрослых, то есть они в меньшей степени способны фокусироваться на чем-то. Они слабо понимают о том, что их окружает, а также они еще не совсем могут понять, что является важным. Гопник сравнивает восприятие детей с лампочкой, которая рассеивает свет по всей комнате, тогда как восприятие взрослого человека — с прожектором, который намеренно фокусирует свет на определенном месте, при этом игнорируя детали, которые находятся вне зоны освещения.

Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс «упрощения», нейронная сеть приобретает нужную форму и настраивается благодаря приобретенному опыту. Некоторые творческие личности спорят над тем, можно ли сохранить способность мыслить как младенец.

Детский лепет

С помощью своей рассеивающей свет «лампочки» дети на некоторое время все-таки способны сфокусироваться на чем-то. Когда это происходит, считает Голдштейн, они обычно издают звук, чтобы показать своей интерес. Детский лепет – это бессмысленный набор звуков, которые вырываются из уст детей. Это подсказывает родителям, что малыш готов учиться. Родителям следует держать ухо востро, когда они слышат такие подсказки. Элиот говорит: «Нам известна одна вещь о том, что делает детей более смышлеными – это то, что их родители говорят с ними». Она подчеркивает, что диалог между детьми и родителями очень важен.

Нужно правильно реагировать

Некоторые родители стараются следовать рекомендациям Элиот слишком настойчиво и стараются отвечать на каждый визг своего чада. Однако, если ребенок получает ответную реакцию в 100 процентах случаев, ему становится скучно и они начинает отворачиваться. Дети берут знания очень осторожно, они не могут постоянно учиться.

На инстинктивном уровне, родители реагируют на 50 — 60 процентов детских возгласов. В лабораторных условиях Голдштейн обнаружил, что научиться говорить можно быстрее, если отвечать на детский лепет в 80 процентах случаев.

Родители естественным образом пытаются «поднять планку», то есть меньше реагировать на нечленораздельные звуки, которые они слышат от ребенка, но восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают какое-то слово. В результате ребенок начинает складывать слоги в слова.

Обучающие DVD и другие материалы не нужны

«Дети делят мир на то, что относится к ним и то, что не относится», — говорит Голдштейн. То, что к ним не относится, они не пытаются запомнить, потому что и так они получают слишком много информации.

То, что записано, не вызывает у детей ответной реакции, поэтому DVD для младенцев, типа Baby Einstein или Brainy Baby, выпущенные с целью повысить словарный запас детей, оказываются неэффективными.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш стал более смышленым, выкиньте все эти бесполезные диски и больше играйте и разговаривайте с ребенком.

Мозгу детей нужен отдых

Младенцы плохо слышат

В основном дети не могут отличать голоса от другого шума также, как это делают взрослые. Когда слух еще не развит должным образом, дети способны спокойно спать даже при высоком уровне шума, а также могут не слышать, когда их зовут.

По этой же причине если ребенок постоянно слышит музыку или в доме включен телевизор, ему сложнее различать голоса вокруг и подхватывать слова. Дети не могут обучиться языку, смотря телевизор или слушая радио. Хотя им нравится слушать музыку, ее можно включать отдельно, но не как постоянный фон при общении.

Им нужно больше, чем только мать и отец

Несмотря на то, что ученые большое внимание уделяют отношениям между ребенком и родителями, исследования показали, что участие других людей в развитии ребенка также имеет большое значение.

Согласно исследованию, представленному в журнале Monographs of the Society for Research in Child Development в 2005 году, дети получают больше, если рядом с ними постоянно появляются не менее трех взрослых людей, которые общаются с ними.

Ученые считают, что если ребенок проводит время с кем-то еще, кроме родителей — бабушками и дедушками, няней, другом семьи или обожающей тетушкой — это помогает ему узнавать различные выражения лица и получать больше информации для себя. Дети используют мыслительные процессы взрослых, чтобы уметь к 7-месячному возрасту расшифровывать эмоции других.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/Interesnye-fakty-o-mozge-detei-roditelyam-na-zametku.html

Ученые определили особенности мозга единственных в семье детей

Прямую линию с губернатором Югры перенесли на 22 мая Весной губернатор Югры в рамках подготовки к совещанию совета встречалась с ассистентом Российского Президента Игорем Левитиным. Ведущим телевизионного мероприятия будет заместитель гендиректора по информационной политике канала Михаил Епихин.

Лежавший на улице нетрезвый мужчина напал на сотрудника скорой помощи в Омске Трое прохожих остановили автомобиль скорой помощи, чтобы мед. работники помогли пьяному мужчине, который лежал у гаражей. Как выяснилось, нетрезвый мужчина напал на мед. сотрудника , который пытался оказать ему медицинскую помощь.

В Красноярском крае женщина изрезала лицо приятельницы бритвой Отметим, что трое ее детей — 3, 5 и 8 лет — остались без попечения родителей и были переданы в органы опеки. Судебно-медицинские специалисты признали нанесенный порез «неизгладимым обезображиванием лица».

Маликов снял клип с блогером Хованским и подорвал соцсети Сегодняшний клип расскажет, как правильно пригласить девушку на свидание и что сделать, чтобы получить ее сердце в обход ее мамы. На момент выхода данного материала (19 мая) ролик набрал практически три млн просмотров.

Каждый десятый житель россии никогда не был в музее Чуть реже посетители выбирали художественные (19%), технические (7%) и другие типы музейных комплексов. Так, ежели в 2012 году об акции слышали наименее половины граждан России (42%), то в 2017 — уже 64%.

Музыка из балета Стравинского «Жар-птица» будет лейтмотивом церемонии открытия Кубка конфедераций Церемония открытия кубка конфедераций состоится 17 июня на арене «Санкт-Петербург». Матч между сборными Российской Федерации и новейшей Зеландии начнется в 18:00.

Прежний нападающий ЦСКА Владимир Дударенко ушел из жизни В 1970 футболист стал чемпионом СССР за то, что забил один из голов в «золотом матче» с «Динамо». В «золотом матче» против московского «Динамо» (4:3) Дударенко открыл счет.

Футболисты «Енисея» побрили налысо пресс-атташе, который проиграл спор Игроки команды при помощи машинки подстригли юного пресс-аташе прямо в раздевалке. Видеозапись «стрижки» размещена на YouTube.

В Кузбассе ребенок подозревается в убийстве родителей гвоздодёром После смерти взрослых подростки забрали у них машину и уехали в Новокузнецк, однако не справились с управлением и перевернулись. Трупы убитых родителей нашла мать 18-летнего жителя Кемеровской области, когда пришла к ним домой спросить о сыне.

Дмитрий Маликов и Юрий Хованский записали общий трек про секрет идеального свидания Пока Хованский напрашивается в гости к приятельнице , Маликов очаровывает ее мать своим нежным звуком и знакомством с Кобзоном. Чтобы отвлечь последнюю, Хованский приглашает Дмитрия Маликова, и вся компания уходит в ресторан на двойное свидание.

Суд в Петербурге продлил до 14 июня арест Глеба Грозовского По версии следствия, в 2011-ом году священник изнасиловал несовершеннолетнюю в православном детском лагере в Ленобласти. Напомним, Следственный комитет осуждает Грозовского в совершении развратных действий против 3-х девушек .

В российской столице отыскали деревянную мостовую XVII века Среди находок, датируемых XVII—XX вв.еками, — подковы лошадей, набойки для обуви, медные монеты, гвозди, керамика. Поверх мостовой ученые также отыскали брусчатку не менее позднего периода.

Милиция Нью-Йорка не считает наезд на толпу людей на Таймс-Сквер терактом Власти Нью-Йорка уточнили данные о пострадавших в итоге наезда легкового автомобиля на пешеходов в районе Таймс-сквер. Как сообщает CBS News , милиция предварительно установила, что авария не связана с террористическим актом.

Специалисты составили топ-9 самых безопасных авто Самым неопасным автомобилем в 2009 специалисты назвали Хонда Insight, через год данное звание передали БМВ 5-Series, а в 2011 г. В 2014-м список возглавил Мерседес-Бенс V-Class (332%), в 2015-м — Вольво XC90 (356%), в 2016-м — Тойота Prius (336%).

Источник: http://topre.ru/2017/05/19/uchenie-opredelili-osobennosti-mozga-edinstvennih-v-seme.html

Ссылка на основную публикацию