Ни поручительства главных раввинов, ни доводы об отсутствии яхт и вертолетов не убедили суд освободить из-под стражи гражданина Израиля Реваза Шмерца. Залог в 20 млн рублей российский суд также не принял
Реваз Шмерц. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru
Тверской суд Москвы отказался освободить под залог в 20 млн рублей гражданина Израиля Реваза Шмерца, проходящего по делу о хищении бывших объектов недвижимости Минобороны на сумму около 98 млн рублей. На заседании защита заявила, что следствие фактически совершает «госизмену», пытаясь вернуть бывшую госсобственность в руки «сотрудника СБУ Украины», бывшего главы Военно-строительного управления Москвы Алексея Душутина. Однако эти доводы суд не убедили — фигуранта оставили в СИЗО до 19 мая.
Начала процесса, назначенного у судьи Ольги Затомской на 11:30 утра, пришлось ждать два с половиной часа. Когда же всех пригласили в зал, пятерых малолетних детей фигуранта внутрь не пустили. Доводы о том, что дети более десяти месяцев не видели отца, на судью не подействовали. «Для обеспечения психического здоровья детей» она сочла, что им лучше остаться в коридоре.
После чего было заслушано ходатайство ГУ МВД России по Москве. В нем следствие просило оставить гражданина Израиля в СИЗО, мотивировав свою просьбу тем, что он обвиняется в совершении тяжкого преступления, а следствию необходимо провести ряд следственных и процессуальных действий, в том числе очные ставки, а также дождаться результатов сложных экспертиз. «Являясь гражданином иностранного государства, он может скрыться, оказать воздействие на свидетелей и других участников судопроизводства», — гласил зачитанный судьей документ. В нем отмечалось, что расследование дела представляет особую сложность.
Специалист в области IT-технологий Реваз Шмерц находится под стражей с 10 июня 2021 года. ГУ МВД РФ по Москве утверждает, что он входил в организованную группу, которая в 2012—2014 годах похитила объекты коммерческой недвижимости, принадлежащие ранее одной из компаний Военно-строительного управления Москвы ООО «Ворсма» на сумму около 98 млн рублей, а также имущество еще 16 коммерческих фирм. Последние владели 35 объектами недвижимости, преимущественно зданиями и землями как в центре столицы, так и в других городах — Люберцах, Балашихе, Сочи и Рязани. Шмерцу вменили два эпизода мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Вину Реваз Шмерц ни по одному пункту не признает.
Ходатайство следствия о дальнейшем нахождении фигуранта под стражей прокурор Гаянэ Григорян поддержала, заметив, что «на данный момент основания для того, чтобы изменить обвиняемому меру пресечения на более мягкую, отсутствуют».
Сам фигурант и его адвокаты были с этим категорически не согласны, что привело к ожесточенным дискуссиям с судьей.
Последняя отказалась предоставить Ревазу Шмерцу полчаса для того, чтобы он изучил ходатайство МВД и обосновывающие его документы. В итоге тот так и не смог высказать свое мнение по ходатайству о продлении ему срока ареста.
Билеты в США и несостоявшиеся очные ставки
«В этом ходатайстве ложные заклинания и сплошные фальсификации. Это не правосудие, а настоящий водевиль! — возмутился защитник обвиняемого Игорь Зубер. — Если на полчаса объявим перерыв, мир от этого не рухнет». Однако судья была непреклонна и попросила адвоката «выбирать выражения». Она указала, что с ходатайством Шмерц ознакомился в ходе его оглашения.
Трое защитников просили ходатайство следствия отклонить. Адвокаты утверждали, что следствие пытается ввести в суд в заблуждение, умалчивая ряд важных обстоятельств. Так, следствие настаивало, что Шмерц может скрыться, поскольку за месяц до задержания, 13 мая 2021 года, купил билеты в Майами. При этом оно скрыло тот факт, что обвиняемый в тот же день приобрел обратные билеты на всю семью на 31 августа, так как его дети должны были вернуться в школу.
Также адвокаты проинформировали суд о том, что израильтянин давно добровольно передал следователю свой паспорт.
Второй защитник Шмерца, Андрей Смецкой, обратил внимание на то, что необходимость продления его подзащитному меры пресечения следствие в последние полгода мотивировало необходимостью проведения его очной ставки с обвиняемым Вячеславом Крючковым и другими фигурантами. «А сейчас при продлении ареста они указывают, что очную ставку с Крючковым они провести не могут, так как им его нужно дополнительно допросить. Но они просто боятся проводить с Крючковым очную ставку, так как он может дать не те показания», — заявил защитник.
При этом он отметил, что провести очную ставку с другим обвиняемым — бывшим юристом Военно-строительного управления Москвы Валерием Кулишом — следствие уже не может: 12 октября 2021 года он выпал из окна здания СУ МВД по Москве на Новослободской улице. При этом до сих пор неясно, при каких именно обстоятельствах это произошло.
Настаивая на отсутствии доказательств вины Шмерца, Смецкой указал, что со стороны следствия «имеет место служебный подлог». Он рассказал, что признанная потерпевшей по делу Зоя Душутина — мать бывшего главы Военно-строительного управления Москвы Алексея Душутина — ранее вместе со своим мужем Виктором Душутиным сама была признана обвиняемой в рамках другого дела, но возбужденного по тем же обстоятельствам.
«Империя Душутина»
Адвокат напомнил, что в еще в 2013 году Реваз Шмерц подал заявление в МВД, указав, что у него как у собственника были похищены 17 организаций. 12 июля 2013 года Шмерц был признан потерпевшим по факту хищения 17 ООО . «Однако спустя девять лет — в январе 2022 года — все перевернулось с ног на голову, и обвинение в хищении этих ООО предъявили уже самому Щмерцу. Зоя Душутина была признана потерпевшей, оставаясь при этом обвиняемой и находясь в розыске по хищению тех же самых обществ», — возмутился Смецкой.
«Зое Душутиной в настоящее время 84 года. Очевидно, что она действует не в своих интересах, а в интересах своего сына, который ранее работал чиновником в Минобороны, и вся империя этих обществ принадлежит Душутину», — сказал адвокат.
Он назвал последнего «штатным сотрудником Службы безопасности Украины». По его мнению, пытаясь вернуть бывшие объекты недвижимости Минобороны в его руки, следствие «действует против интересов России». «То, что происходит, это госизмена. Это действия в интересах СБУ Украины, в интересах гражданина, который находится в розыске» — такое мнение высказал адвокат.
В свою очередь Игорь Зубер заметил, что в деле допускается волокита, и призвал суд «не потакать следствию и не продлевать арест с шаблонными формулировками».
Процитировав древнеримского философа Цицерона, адвокат просил суд «проявить силу совести» и освободить его подзащитного под залог в 20 млн рублей. Адвокат уверял, что его подзащитный никуда не сбежит. В качестве альтернативы заключения под стражу им был также предложен запрет определенных действий или домашний арест. «Никаких яхт, пароходов и вертолетов у него нет», — сказал Зубер.
Известные поручители и неожиданный «ущерб»
Были за обвиняемого и множество поручителей. Так, гарантировать явку Шмерца к следствию и в суд готовы были депутаты Госдумы Сергей Веремеенко и Олег Савченко, бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, а также ряд российских раввинов: Берл Лазар, Адольф Шаевич, Пинхас Гольдшмидт, Ицхак Коган и другие.
Последние дали обвиняемому весьма лестные характеристики, указав, что Шмерц «подает хороший пример молодежи», а также является глубоко верующим человеком и примерным семьянином.
«Он не подведет ни главных раввинов, которые вхожи в Кремль, ни простых граждан», — сказал Игорь Зубер, добавив, что его подзащитный, прекрасный IT-специалист, принесет гораздо больше пользы государству, находясь на свободе, нежели в СИЗО. Адвокат также передал суду коллективное обращение с просьбой изменить Шмерцу меру пресечения на более мягкую, которое подписали более тысячи граждан.
В какой-то момент судья сочла, что адвокат Зубер злоупотребляет правом, и ограничила его в выступлении, перед этим отклонив просьбу защитника о допросе свидетеля по характеристике личности подсудимого.
Следователь и прокурор, в отличие от защиты, были немногословны. Просьбу о залоге и домашнем аресте они просили не удовлетворять. Самому Шмерцу так и не удалось высказаться в суде. «А почему мне не дали сказать заключительное слово?» — спросил он, когда судья направилась на вынесение решения. Однако этот вопрос остался без ответа.
Выйдя из совещательной комнаты через полчаса, Ольга Затомская оставила фигуранта под стражей до 19 мая.
Адвокаты заявили, что намерены обжаловать это решение в апелляции. «Судья так, видимо, торопилась, что в своем постановлении обвинила Шмерца в хищении более 2 млрд рублей, что нашему подзащитному никогда не вменялось», — сказал Business FM Игорь Зубер. Он подчеркнул, что никаких экспертиз стоимости ущерба следствие по делу до сих пор не проводило.
Источник: bfm.ru