Один территориальный фонд ОМС взыскал с другого проценты за пользование чужими деньгами. Верховный суд объяснил, почему это невозможно.
Пациентка одной из больниц Санкт-Петербурга была застрахована в территориальном фонде ОМС Вологодской области. Ее лечение обошлось в 114 747 руб., которые территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга решил взыскать с коллег из Вологодской области (дело № А13-14357/2020).
Практика ВС решал, можно ли взыскать неустойку за задержку страховой выплаты
Суды трех инстанций пришли к выводу, что услуги пациентке действительно были оказаны, а потому фонд ОМС Вологодской области должен оплатить счет: у него просто нет оснований этого не сделать. Поэтому с ответчика взыскали спорную сумму, а также проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК.
Коллегия Верховного суда по экономическим спорам с этим не согласилась. Денежные средства ОМС — федеральная собственность, поэтому территориальный фонд ОМС может только управлять государственными средствами ОМС, имеющими целевое значение, а также осуществлять государственный контроль за поступлением и расходованием этих средств. «Правоотношения территориальных фондов ОМС между собой не являются по своей природе обязательственными правоотношениями, не носят гражданско-правового характера, возникли не в силу договорных отношений и, по сути, относятся к финансовым и административным отношениям», — подчеркнул ВС. Поэтому ответчик не должен платить проценты за пользование чужими деньгами, решили судьи. В этой части решение нижестоящих судов отменили.