–абота

Ќаши вакансии дублируютс€ на портале "–абота в –оссии" TrudVsem.ru

 

 

 

 

 

≈жемес€чна€ денежна€ выплата

на первого ребенка

яндекс.ћетрика

јдаптаци€ ребЄнка к садику

ƒет€м любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.  аждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  ¬с€ жизнь ребЄнка кардинальным образом мен€етс€. ¬ привычную, сложившуюс€ жизнь в семье буквально врываютс€ изменени€: чЄткий режим дн€, отсутствие родных и близких, посто€нное присутствие сверстников, необходимость слушатьс€ и подчин€тьс€ незнакомым взрослым, резко уменьшаетс€ количество персонального внимани€.

–ебЄнку необходимо врем€, чтобы адаптироватьс€ к этой новой жизни в детскому саду.     

јдаптаци€ - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. ƒл€  ребенка детский садик, несомненно, €вл€етс€ еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношени€ми. Ётот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напр€жением, а то и перенапр€жением психических и физических сил организма.   

ћногие особенности поведени€ ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываютс€: а сможет ли ребенок вообще адаптироватьс€, закончитс€ ли когда-нибудь этот "ужас"? — уверенностью можно сказать: те особенности поведени€, которые очень беспоко€т родителей, в основном €вл€ютс€ типичнымидл€ всех детей, наход€щихс€ в процессе адаптации к детскому саду. ¬ этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, €кобы, ведут и чувствуют себ€ лучше. Ќо это не так.  јдаптаци€ обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Ёти сдвиги происход€т на всех уровн€х, во всех системах.  ¬ новой обстановке малыш посто€нно находитс€ в сильном нервно-психическом напр€жении, стрессе, который не прекращаетс€ ни на минуту особенно в первые дни. ¬от распространенные изменени€, которые отмечаютс€ у ребенка в период адаптации к детскому саду.

I. ѕортрет ребЄнка, поступившего в детский сад.

1.Ёмоции ребенка.

¬ первые дни пребывани€ в саду практически у каждого ребЄнка сильно выражены отрицательные эмоции:  от хныкань€, "плача за компанию" до посто€нного приступообразного плача. ќсобенно €ркими €вл€ютс€ про€влени€ страха (малыш боитс€ неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми,   боитс€ новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйд€ из сада на работу.ћалыш боитс€, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой).  Ќа фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорываетс€ наружу (ребЄнок вырываетс€, не дава€ себ€ раздеть, или даже  бьЄт взрослого, собирающегос€ оставить его). ¬ период адаптации он раним настолько, что поводом дл€ агрессии служит всЄ. Ќередко случаетс€ и наоборот, когда можно наблюдать  депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.

¬ первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. ќн очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. ≈сли малыш и улыбаетс€, то в основном это реакци€ на новизну или на €ркий стимул (необычна€ игрушка, "одушевленна€" взрослым, весела€ игра). Ќаберитесь терпени€! Ќа смену отрицательным эмоци€м об€зательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Ќекоторые дети ещЄ долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптаци€ идет плохо. ≈сли ребенок успокаиваетс€ в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в пор€дке.

2. онтакты со сверстниками и воспитателем.

¬ первые дни у ребенка снижаетс€ социальна€ активность. ƒаже общительные, оптимистичные дети станов€тс€ напр€женными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Ќужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а р€дом друг с другом. ” них еще не развита сюжетна€ игра, в которую включались бы несколько детей. ѕоэтому не стоит расстраиватьс€, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

ќ том, что адаптаци€ идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликаетс€ на его просьбы, следует режимным моментам.

3. ѕознавательна€ активность.

ѕервое врем€ познавательна€ активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. »ногда ребенок не интересуетс€ даже игрушками. Ќе решаетс€ играть. ћногим дет€м требуетс€ посидеть в сторонке, чтобы сориентироватьс€ в окружающей обстановке. ¬ процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Ќавыки.

ѕод вли€нием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребЄнок может на короткое врем€ "растер€ть" навыки самообслуживани€ (умение пользоватьс€ ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

”спешность адаптации определ€етс€ тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижени€, которым он научилс€ в саду.

5. ќсобенности речи.

” некоторых детей словарный запас скудеет или по€вл€ютс€ "облегченные" слова и предложени€. Ќе волнуйтесь! –ечь восстановитс€ и обогатитс€, когда адаптаци€ будет завершена.

6. ƒвигательна€ активность.

Ќекоторые дети станов€тс€ "заторможенными", а некоторые Ч неуправл€емо активными. Ёто зависит от темперамента ребенка. »змен€етс€ также и домашн€€ активность. ’орошим признаком успешной адаптации €вл€етс€ восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. —он.

≈сли вы оставл€ете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. »ногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпатьс€ с плачем. ƒома также может отмечатьс€ беспокойный дневной и ночной сон.   моменту завершени€ адаптации сон и дома, и в саду об€зательно нормализуетс€.

8.јппетит.

¬ первое врем€ у ребенка бывает пониженный аппетит. Ёто св€зано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакци€ми Ч малышу просто не хочетс€ есть. ’орошим признаком считаетс€ восстановление аппетита. ѕусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. «доровье.

—тресс приводит к тому, что ребЄнок слабеет, снижаетс€ сопротивл€емость организма инфекци€м и он может заболеть в первый мес€ц (а то и раньше) посещени€ садика. „асто случаетс€ так, что причина посто€нных простуд и хронических ќ–« вовсе не медицинска€, а психологическа€. ќдин из известных механизмов психологической защиты так и называетс€ - бегство в болезнь. Ќе надо думать, что ребенок простужаетс€ нарочно, мечта€ остатьс€ дома. Ёто стремление он испытывает не€вно, неосознанно, не отдава€ себе в нем отчета. » организм подчин€етс€ этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительнуюослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное вли€ние, отказываетс€ противосто€ть простуде. Ћюбые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Ќо не меньшее значение имеют родительские усили€ по восстановлению душевной гармонии ребенка. Ќередко, добившись эмоционального равновеси€, удаетс€ преодолеть и склонность к болезн€м.

 онечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведени€ и реагировани€ малыша уйдут в первые же дни. » расстраиваютс€ или даже серд€тс€, когда этого не происходит. ќбычно адаптаци€ проходит за 3-4 недели, но случаетс€, что она раст€гиваетс€ на 3-4 мес€ца.

II. ѕочему он так себ€ ведЄт? »ли что провоцирует стресс?

1.¬ огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери.  онечно же, малыш неразрывно св€зан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. » вдруг его любима€ и сама€ прекрасна€ на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

2. „тобы в этой новой обстановке продержатьс€, ему необходимо здесь вести себ€ не так, как дома. Ќо он не знает этой новой формы поведени€ и от того страдает, бо€сь сделать что-то не так. ј страх поддерживает стресс, и образуетс€ порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери. 

3. ќбычно, мальчики 3-5 лет более у€звимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше прив€заны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4.  ризис трЄх лет, который может наслоитьс€ на период адаптации ребЄнка, иногда осложн€ет еЄ прохождение.  

III.  ому легко, а кому трудно.

„асть детей адаптируютс€ к саду относительно легко, и негативные моменты у них уход€т в течение 1-3 недель. ƒругим несколько сложнее, и адаптаци€ тогда длитьс€ около 2 мес€цев, по истечении которых их тревога значительно снижаетс€. ≈сли же ребенок не адаптировалс€ по истечении 3 мес€цев, така€ адаптаци€ считаетс€ т€желой и требует помощи специалиста-психолога.

 ому адаптироватьс€ легче?

Ј   ƒет€м, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько мес€цев до этого событи€. Ёта подготовка могла заключатьс€ в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гул€ли возле садика или на его территории, рассказыва€ малышу, что ему предстоит туда ходить. ≈сли родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитател€ми заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщатьс€ с ней и пройти в группу, пока мама была р€дом).

Ј   ƒет€м, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболевани€м. ¬ адаптационный период все силы организма напр€жены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не трат€ еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

Ј   ƒет€м, имеющим навыки самосто€тельности. Ёто одевание (хот€ бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самосто€тельное прин€тие пищи. ≈сли ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учитьс€, а пользуетс€ уже сложившимис€ навыками.

Ј   ƒет€м, чей режим близок к режиму сада. «а мес€ц до посещени€ сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. ”точните заранее расписание дн€ в саду. ƒл€ того чтобы легко встать утром, ложитьс€ нужно не позже 20:30.

“рудно приходитс€ дет€м, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). ќсобенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Ѕывают ситуации, когда посещение садика начинаетс€ неожиданно по объективным причинам.  », как ни странно, часто трудно бывает тем дет€м, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

IV.„ем могут помочь родители?

 аждый родитель, вид€, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироватьс€. » это замечательно.  омплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щад€щую нервную систему малыша, котора€ и так работает на полную мощность.

Ј     ¬ присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитател€х и саде. ƒаже в том случае, если вам что-то не понравилось. ≈сли ребенку придетс€ ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважа€ воспитателей. –азговаривайте об этом не только с крохой. –асскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

Ј     ¬ выходные дни не мен€йте режим дн€ ребенка. ћожно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позвол€ть "отсыпатьс€" слишком долго, что существенно  сдвигает распор€док дн€. ≈сли ребенку требуетс€ "отсыпатьс€", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложитс€ вечером.

Ј     Ќе перегружайте малыша  в период адаптации. ” него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напр€жение нервной системы ему ни к чему.

Ј      ѕостарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойна€ и бесконфликтна€ атмосфера.„аще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. ќтмечайте его успехи, улучшение в поведении. Ѕольше хвалите, чем ругайте. ≈му так сейчас нужна ваша поддержка!

Ј     Ѕудьте терпимее к капризам. ќни возникают из-за перегрузки нервной системы. ќбнимите ребЄнка, помогите ему успокоитьс€ и переключите на другую де€тельность (игру).

Ј     —огласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую м€гкую игрушку.ћалыши этого возраста могут нуждатьс€ в игрушке Ч заместителе мамы. ѕрижима€ к себе что-то м€гкое, которое €вл€етс€ частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Ј     ѕризовите на помощь сказку или игру. ѕридумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружилс€ с детьми и воспитател€ми. "ѕроиграйте" эту сказку с игрушками. » в сказке, и в игре ключевым моментом €вл€етс€ возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествовани€, пока не настанет этот момент. —обственно все это и затеваетс€, чтобы малыш пон€л; мама об€зательно за ним вернетс€.

V. —покойное утро.

Ѕольше всего родитель и ребенок расстраиваютс€ при расставании.  ак нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? √лавное правило таково: спокойна мама Ч спокоен малыш. ќн "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраиваетс€.

Ј    » дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. ѕро€вл€йте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду Ч раздевании. –азговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучива€ все, что вы делаете. »ногда хорошим помощником при пробуждении и сборах €вл€етс€ та сама€ игрушка, которую ребЄнок берет с собой в садик. ¬ид€, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразитс€ его уверенностью и хорошим настроением.

Ј    ѕусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстатьс€¬оспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстаетс€ относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себ€, продолжа€ переживать после его ухода.

Ј    ќб€зательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). ћалышу легче знать, что мама придет после какого-то событи€, чем ждать ее каждую минуту. Ќе задерживайтесь, выполн€йте свои обещани€!

Ј    ѕридумайте свой ритуал прощани€ (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). ѕосле этого сразу уходите: уверенно и не оборачива€сь. „ем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

VI. “ипичные ошибки родителей

  сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудн€ют адаптацию ребенка к детскому саду. „его нельз€ делать ни в коем случае:

 Ј       Ќельз€ наказывать или сердитьс€ на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! ѕомните, он имеет право на такую реакцию. —трогое напоминание о том, что "он обещал не плакать", Ч тоже абсолютно не эффективно. ƒети этого возраста еще не умеют "держать слово". Ћучше еще раз скажите, что вы его очень любите и об€зательно  придете за ним.

Ј        —тоит избегать разговоров о слЄзах малыша с другими членами семьи в его присутствии.  ажетс€, что сын или дочь ещЄ очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Ќо дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещЄ больше усиливает детскую тревогу.

Ј        Ќельз€ пугать детским садом ("¬от будешь себ€ плохо вести, оп€ть в детский сад пойдешь!"). ћесто, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Ј        Ќельз€ плохо отзыватьс€ о воспитател€х и саде при ребенке. Ёто наводит малыша на мысль, что сад Ч это нехорошее место и его окружают плохие люди. “огда тревога не пройдет вообще.

Ј       Ќельз€ обманывать ребенка, говор€, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставатьс€ в садике полдн€ или даже полный день. ѕусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потер€ть доверие к самому близкому человеку.

VII. ѕомощь нужна еще и родител€м!

 огда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говор€т о том, как трудно малышу и кака€ ему нужна помощь. Ќо "за кадром" почти всегда остаютс€ родители, которые находитс€ в не меньшем стрессе и переживани€х! ќни тоже остро нуждаютс€ в помощи и почти никогда ее не получают.

„асто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаютс€ игнорировать свои эмоции. Ќо не стоит этого делать. ¬ы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они €вл€ютс€ естественными. ѕоступление в сад Ч это момент отделени€ ребенка от родителей, и это испытание дл€ всех. ” мамы и папы  тоже "рветс€" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое врем€ он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придетс€ идти в сад.

„тобы помочь себе, нужно:

Ј        быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Ќапример, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. »ногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выход€т на работу, чтобы помочь ему адаптироватьс€, забира€ пораньше, если это будет нужно. „ем меньше сомнений в целесообразности посещени€ сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно об€зательно справитс€. » малыш, реагиру€ именно на эту уверенную позицию, адаптируетс€ гораздо быстрее.

Ј       поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. јдаптационна€ система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. ѕарадоксально, но факт: хорошо, что ребЄнок плачет! ѕоверьте, у него насто€щее горе, ведь он расстаетс€ с самым дорогим человеком Ч с мамой! ќн пока не знает, что вы об€зательно придете, еще не установилс€ режим. Ќо вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. ’уже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получаетс€ плакать. ѕлач Ч это помощник нервной системы, он не дает ей перегружатьс€. ѕоэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье".  онечно, детские слезы заставл€ют вас переживать, но вы тоже об€зательно справитесь.

Ј       воспользоватьс€ помощью. ¬ детском саду есть психолог. Ётот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родител€м, рассказав о том, как проходит адаптаци€, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к дет€м. »ногда родител€м очень нужно знать, что ребенок быстро успокаиваетс€ после ее ухода, и такую информацию даЄт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

Ј        заручитьс€ поддержкой. ¬округ вас родители, переживающие те же чувства в этот период. ѕоддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. ¬месте отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себ€.

 

јвтор Ќиколаева ≈.».

http://nsportal.ru